Финансы и экономика » Организация финансов образовательного учреждения » Бюджетное финансирование образовательных учреждений

Бюджетное финансирование образовательных учреждений

Страница 1

Финансирование образования определяется, в первую очередь, конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Как известно из ст. 43 Конституции Российской Федерации[23] и конкретизирующего конституционные гарантии Закона Российской Федерации «Об образовании»:

- все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;

- бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиватьcя те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

Это исходные позиции, на которых базируется построение системы финансирования образования.

Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:

- учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;

- учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией;

- здания нужно строить;

- для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование, мел, тряпки и т.п.

Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:

- принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и их распределения между образовательными учреждениями;

- количественными параметрами системы образования и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.

Как известно, учреждение это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, по мнению А.П. Егоршина, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции[24].

Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:

- определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;

- планирование расходов бюджетов на образование;

- обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;

- обеспечение правильного целевого расходования средств;

- обеспечение эффективного расходования средств

Задачи четко разделяются на три основные группы:

- целеполагание и планирование;

- расходование средств, в соответствии с целями и планом;

- контроль за расходованием средств.

Стоит согласиться с А.Д. Шеремет, поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

- системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;

- процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;

- процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета[25].

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

- Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);

- Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);

- Правительство Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;

- федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;

- уполномоченные банки (проводящая сеть);

- собственно образовательные учреждения федерального ведения (расходование).

На уровне субъектов Российской Федерации:

- Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);

- законодательные органы субъектов Российской Федерации (законодатель);

- правительства субъектов Федерации;

- министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов Федерации;

- министерства и ведомства субъектов Федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т.д.);

- территориальные (внутри субъекта Федерации) управления образованием;

- банки, уполномоченные банки (проводящая сеть);

- образовательные учреждения ведения субъектов Федерации (расходование).

На муниципальном уровне:

- законодатель муниципального уровня;

- финансовые отделы;

- отделы народного образования;

- банки, отделения банков (проводящая сеть);

- муниципальные образовательные учреждения (расходование).

Как видно из перечисленного, «наборы» участников финансирования на всех уровнях бюджетов очень похожи, если не сказать аналогичны. Это позволяет представить обобщенную схему финансирования образования, которую можно считать схемой управления по функции «бюджетное финансирование».

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Содержание и методика управления денежными средствами
Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюдж ...

Налогообложение прибыли предприятий
Налог на прибыль предприятий - это основной прямой налог, взимаемый с юридических лиц в Украине. Он обеспечивает значительные поступления в бюджетную систему. Налогообложение прибыли (дохода) предприятий постоянно находится в центре внимания законодателей, которые неоднократно принимали попытки усо ...

Стратегия и тактика налоговой политики
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служ ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru