Как считает А.А. Воронин, в самом общем виде бюджетное финансирование образования может быть представлено в следующем порядке:
1. бюджетное послание высшего должностного лица;
2. Правительство дает Минфину указание о разработке проекта бюджета и его исходные параметры, разработанные на основе бюджетного послания;
3. Минфин выдает органам управления образованием формы и исходные данные для разработки проекта бюджета;
4. органы управления образованием направляют подведомственным образовательным учреждениям формы и исходные данные для разработки проектов бюджетных заявок; разработанные бюджетные заявки направляются органам управления образованием для обобщения;
5. обобщенные бюджетные заявки представляются органами управления образованием в Минфин для согласования и включения в проект бюджета;
6. проект бюджета представляется Минфином в Правительство для одобрения и представления законодателю;
7. Правительство представляет законодателю законопроект о бюджете;
8. принятый закон о бюджете представляется законодателем на подпись высшему должностному лицу[26].
Процедура разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования сложилась за ряд лет. Она была весьма трудоемка, примерно одинакова для всех уровней бюджетного финансирования и состояла из следующих основных этапов:
- разработка каждым образовательным учреждением проекта сметы на прогнозируемый период исходя из нормативной базы расчета потребности в средствах на текущий год с корректировкой на индекс-дефлятор для прогнозируемого (или планируемого) периода;
- сборка проектов смет в сводную смету министерства (ведомства), региона, муниципального образования;
- представление сводной сметы министерству/ведомству, формирующему проект бюджета;
- представление Правительством проекта бюджета законодателю (Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательному органу субъекта Российской Федерации, муниципалитету);
- рассмотрение проекта и принятие законодателем бюджета, включающего в качестве раздела - расходы на образование.
Важной особенностью разработки проекта сводной сметы бюджетного финансирования, появившейся впервые в 1997 г. и ставшей основной, является разработка проекта сводной сметы по министерству (ведомству) с последующим распределением бюджетных ассигнований между бюджетополучателями (подведомственными учреждениями). Ассигнования распределяются на основе сводных лимитов, получаемых от органа управления, определяющего финансовую политику (на федеральном уровне Министерства финансов Российской Федерации)[27].
В частности, разработка проекта федерального бюджета на 2009 осуществлялась в таком порядке:
Минфином России были выданы министерствам и ведомствам контрольные объемы бюджетных ассигнований с указанием распределить эти лимиты по подразделам и статьям бюджетной классификации;
Министерства и ведомства распределили эти лимиты с внесением необходимых корректировок по распределению и представили распределение в Минфин России;
Минфин России составил сводный проект федерального бюджета, включив туда в качестве раздела - расходы на образование, и представил его в Правительство Российской Федерации для внесения в качестве законопроекта в Государственную Думу.
При таком порядке не было необходимости в расчете потребности образования в бюджетном финансировании, поскольку расчет был, по существу, заменен распределением объема ресурсов, которые государство (в лице Минфина России) предполагало направить на финансирование системы образования, исходя из сложившихся возможностей и политических установок.
1. В Бюджетном послании Президент Российской Федерации формулирует основные цели бюджетной политики на очередной финансовый год, в том числе в сфере образования (дает политические установки).
2. Правительство Российской Федерации поручает Минфину России подготовить проект Федерального закона «О федеральном бюджете»
3. Минфин России выдает всем министерствам и ведомствам федерального уровня и иным непосредственным получателям средств федерального бюджета необходимые лимиты и методические материалы для разработки проекта бюджета по соответствующей отрасли (системе, отдельному бюджетополучателю), т.е. конкретные указания по расчету показателей проекта бюджета. В них, в частности, отражены:
- индексация заработной платы;
- минимальный размер оплаты труда;
- не индексирование расходов на питание, приобретение медикаментов и прочих расходов;
- необходимость полной текущей оплаты потребляемых коммунальных услуг и др.
4. Министерства и ведомства во взаимодействии с подведомственными учреждениями разрабатывают проекты «своих» бюджетов и представляют их Минфину России (пройдя процедуру согласования и рассмотрения разногласий). Практически каждое министерство (ведомство) имеет достаточную информацию по каждому подведомственному учреждению, позволяющую рассчитать расходы этого учреждения в центре, даже не обращаясь на места.
Анализ моделей управления денежными средствами
ОАО "Концерн "Созвездие" – это объединение предприятий по всей стране. Концерн формируется во исполнение Указа Президента РФ от 29.07.2004г. № 993 в рамках Федеральной целевой программы «Формирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006гг.» в целях сохранения и ра ...
Способы оценки рисков
Основной задачей оценки рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Предлагается следующий алгоритм оценки рисков, который приведен на рис.1.3. Рис 1.3. Блок-схема комплексной оценки ...
Метод замены отношений
Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. В силу диспозитивности г ...