Финансы и экономика » Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе » Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов

Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов

Страница 4

Перечень условий для дифференцированного применения критериев в виде доходов от реализации продукции (работ, услуг), средней численности работающих и балансовой стоимости активов может быть и шире, исходя из обозначенных государством приоритетов социально-экономического развития, которые должны решаться с помощью развития малого бизнеса.

Вместе с тем, при установлении предлагаемых критериев для применения УСН, особенно в виде доходов от реализации, следует учитывать потери бюджетной системы и, в первую очередь, федерального бюджета.

Так, согласно расчетам Минфина России, представленным на заседание Правительства РФ 03 марта 2005 г., рассматривавшим проект федерального закона о внесении изменений в УСН, в том числе предложения об увеличении с 01 января 2006 г. критерия в виде доходов, дающего право на применение УСН, с 15 млн. руб. до 20; 30 или до 50 млн. руб. потери бюджета могли бы составить соответственно 10,3, 37,5 и 48,4 млрд. руб., тогда как все поступления от УСН за 2005 г. составили 38,8 млрд. руб.

Поэтому важнейшей задачей при совершенствовании законодательства о поддержке малого предпринимательства является разработка мер направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый бизнес, в том числе в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, — это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применятся именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Вместе с тем, ограничение по участию других организаций не учитывает возможность косвенной аффилированное или аффилированности с физическим лицом.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должен применяться к предприятиям, входящим в единую сеть, а также к предприятиям, аффилированным с крупными и средними предприятиями, вступающими с ними в сделки. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий для целей определения его статуса, как налогоплательщика УСН, необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое административного, оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Таким образом, в целях ограничения возможностей разделения бизнеса на более мелкие единицы с целью перехода на УСН и минимизации налогообложения, необходимо идентифицировать малый бизнес для целей применения УСН с учетом масштабов прямо или косвенно аффилированных с ним лиц. При этом следует иметь в виду, что в целях Налогового кодекса применяется понятие не аффилированных, а взаимозависимых лиц (ст. 20 части первой НК РФ), которое предназначено для осуществления налогового контроля для определения рыночных цен на товары (работы, услуги) по сделкам между взаимозависимыми лицам и.

Поэтому в целях Федерального закона о поддержке малого предпринимательства и в целях УСН для определения принадлежности к малым предприятиям целесообразно применять единое понятие аффилированных лиц, данное в законе РСФСР от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 26.07.06 г.).

Таким образом, если группа предприятий имеет единого владельца (владельцев), если менеджмент и важнейшие функции этих предприятий централизованы и/или взаимозависимы, то в таком случае эта группа предприятий должна считаться единой компанией и критерии применения УСН должны распространяться на все предприятия в совокупности, в том числе, в отношении:

- объема доходов от реализации, балансовой стоимости активов и среднесписочной численности работников;

- тех видов предпринимательской деятельности, по которым запрещено применение УСН (производство подакцизных товаров; добыча и реализация полезных ископаемых; игорный бизнес и др.).

Кроме того, в части первой НК РФ целесообразно законодательно установить, что при постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика УСН эта организация обязана уведомить налоговый орган о наличии организаций, созданных участии (вне зависимости оттого, действуют фактически эти организации или нет).

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Сущность, содержание и типы налоговой политики
Налоговая политика – представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера, поставленных в данный момент макроэкономических задач [5, С. 168]. Рыночная экономика вовсе не означает, ...

Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организации
В настоящее время происходит активная трансформация налоговой системы с целью обеспечения условий для экономического роста. Налог на прибыль организаций обладает достаточно высокой фискальной направленностью, а также мощным регулирующим потенциалом. При этом потенциал налога на прибыль как источник ...

Планирование инвестиций
Для определения прибыльности открытия кофейни по фанчайзингу в текущих условиях, прежде всего, необходимо детально рассмотреть все расходы. И так, «при открытии кофейни вектора вложений три - хороший кофе, хороший аппарат, ухоженное помещение», - говорит специалист кофейного рынка Тамара Маркиш. И, ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru