Рассматривая вопросы устойчивости государственных финансов, следует учитывать, что в их состав входят разные элементы, развитие которых отличается определенными особенностями (по сравнению с другими составляющими) в рамках сектора государственных финансов в целом. Согласно методологии, принятой в МВФ, публичный сектор состоит из секторов государственного управления и сектора государственных корпораций. В свою очередь, сектор государственного управления охватывает центральное правительство, региональные органы управления и органы местного управления, а государственные корпорации делятся на финансовые государственные корпорации и нефинансовые государственные корпорации.
К финансовым корпорациям в Украине относятся НБУ, депозитные корпорации и другие финансовые корпорации (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, кредитные учреждения, финансовые компании и др.). Сектор государственного управления охватывает центральные органы государственного управления, региональные и местные органы государственного управления, включая фонды социального страхования. Нефинансовые корпорации – это государственные нефинансовые корпорации, частные нефинансовые корпорации и нефинансовые корпорации под иностранным контролем.
Государственные финансы отражают операции институциональных единиц с финансовыми активами государственного сектора. К ним, в частности, относятся: привлечение, распределение и использование ресурсов со стороны центральных органов государственного управления (такие операции фиксируются в государственном бюджете), местных органов государственного управления (местные бюджеты), фондов социального страхования, государственных финансовых и государственных нефинансовых корпораций.
Зарубежные ученые устойчивым называют развитие, которое дает возможность решать текущие проблемы и не создает угроз для будущих поколений. Устойчивость предполагает способность системы ограничивать нежелательные влияния, а меры по ее обеспечению рассматриваются как поддержка, подкрепление развития.
С финансовой точки зрения устойчивое состояние объекта (хозяйственного комплекса в целом, государственного сектора, отдельных отраслей, хозяйственных организаций и др.) характеризуется определенными признаками:
– финансирование поступательного развития объекта обеспечивается как в кратко-, так и в долгосрочном периодах путем использования собственных и привлеченных ресурсов;
– обязательства, возникающие в связи с привлечением активов на условиях займов, не оказывают разрушающего влияния (не создают нагрузку, которая становится фактором значительного ограничения финансирования текущих расходов) на систему финансирования объекта в будущие периоды;
– существуют достаточные резервные фонды для финансирования мер, направленных на ограничение возможных влияний (внутренних и внешних), приводящих к обострению рисков финансирования развития объекта.
Для обеспечения устойчивого развития осуществляется финансирование мер, направленных на решение как текущих, так и стратегических задач. При этом создаются условия для развития в будущих периодах, а дополнительная долговая нагрузка (возникающая в связи с решением долгосрочных проблем) перекрывается достигнутыми результатами по улучшению условий их дальнейшей деятельности. Таким образом, устойчивое (с финансовой точки зрения) состояние объекта предполагает, что финансирование расходов на обеспечение его деятельности (с учетом как решения текущих проблем, так и реализации долгосрочных программ его развития) осуществляется способами, не оказывающими разрушительного влияния на финансирование его деятельности в будущие периоды.
Концепция устойчивости государственных финансов, используемая учеными ЕС, отражает способность правительства обеспечить финансирование текущего долга и ожидаемых расходов. По их определению, устойчивость является концепцией долгосрочной и сводится к способности страны финансировать свои расходы. На устойчивость государственных финансов влияет соотношение между публичными обязательствами и источниками их финансирования. Для преодоления разрывов между ними нужно разработать консолидированные программы, направленные на уменьшение долгов и дефицитов в будущие периоды, а также осуществить реформы в сфере социальной защиты.
Налоговые поступления от недропользователей
Тенденция роста сложившаяся за последние годы по налоговым поступлениям от недропользователей в 2009 г. сменилась на небольшое снижение. В 2009 г. налоговые поступления от недропользователей составили 1 467,8 млрд. тенге, уменьшившись относительно 2008 г. на 273,2 млрд. тенге (на 15,7%), в основном ...
Порядок составления налоговой декларации по налогу на прибыль
Плательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахожд ...
Источники финансирования
учреждений обороны
Государство всегда наделяется определёнными функциями. Налогоплательщики платят налоги, а государство принимает на себя обязательства по обеспечению их безопасности (как внутренней, так и внешней), правосудием, экономическим и правовым пространством и т.д. Одной из основных обязанностей государства ...