Финансы и экономика » Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе » Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов

Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов

Страница 3

В целях обеспечения сопоставимости мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах ЕС и России в российском законодательстве также целесообразно выделить три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более Ш чел., малые предприятия — от 11 до 50 чел., средние предприятия — от 51 до 250 чел., а также критерии в виде выручки и балансовой стоимости активов.

Как показывает международный опыт, в общем количестве предприятий основную часть составляют микропредприятия, например, во Франции — 92,85 %, Канаде - 80 %, Бельгии — 70 % предприятий.

В России доля предприятий с численностью до 10 чел. (микро-предприятия) составляет 73,5%, а с численностью до 50 чел. (малые предприятия) составляет 98%. Поэтому установление в российском законодательстве при определении малых предприятий порогового значения по численности работников на уровне 50 чел. позволит охватить практически все малые предприятия.

В новом Федеральном законе о поддержке малого предпринимательства критерий по численности работающих целесообразно установить в размере 50 чел., кроме того, целесообразно установить критерии в виде доходов от реализации продукции (работ, услуг) и балансовой стоимости активов, примерно на уровне аналогичных критериев ЕС, соответственно, 240 и 170 млн. руб.

Указанные критерии должны применяться и при определении права на применение УСН. Однако, критерий в виде доходов от реализации продукции (работ, услуг) в размере 240 млн. руб. должен применяться дифференцированно.

Например, общий критерий по доходам в целях УСН может быть повышен до 110 млн. руб., что будет соответствовать первоначальному критерию в виде доходов, установленному при введении УСН с I января 1996 г. Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», согласно п. 3 ст. 2 которого субъект малого предпринимательства имел право перейти на УСН, если в течение года, предшествующего кварталу, 8 котором произошла подача заявления на право применения УСН, его валовая выручка не превысила 100 тыс. МРОТ. С 01 мая 2006 г. МРОТ составляет 1100 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 26.12.04 г. № 198-ФЗ), соответственно 100 тыс. МРОТ составят 110 млн. руб.

Что касается максимального размера доходов от реализации, то показателя от 110 до 240 млн. руб. целесообразно было бы разрешить применять малым предприятиям исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

- высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт —70%);

- продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

- прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

- научно-исследовательских о опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Что касается предлагаемого ограничения в виде балансовой стоимости активов малого предприятия в размере 170 млн. руб. то данный критерий следовало бы также применять дифференцированно, в целях стимулирования деятельности малых предприятий по повышению эффективности производства.

Например, при определении указанного критерия в стоимости основных средств и нематериальных активов могло бы не учитываться приобретенное малым предприятием:

- новое высокотехнологичное оборудование (при условии ввода его в эксплуатацию);

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и т.д. (при условии его фактического использования в производстве).

Такой критерий как средняя численность работников мог бы быть использован в целях стимулирования привлечения малыми предприятиями, работающими в редко заселенных территориях России, работников из числа переселенцев, прибывших на эти территории в рамках осуществляемых мероприятий по реализации государственной миграционной политики.

Например, при определении ограничения в 50 работающих в фактической средней численности малого предприятии могли бы не учитываться работники, принятые в рамках реализации государственной политики по привлечению трудовых ресурсов, осуществляемой в связи с реализацией внутренней миграционной политики через территориальное перераспределение трудовых ресурсов внутри страны, перепрофилирование рабочей силы, а также реализацией внешней миграционной политики по стимулированию притока в страну квалифицированной миграции, привлечения из-за рубежа наших соотечественников. При этом право увеличивать максимальный размер критерия в виде средней численности работающих (например — до 100 чел.) следовало бы предоставить законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru