Финансы и экономика » Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе » Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов

Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов

Страница 2

Вместе с тем, сумма налогов уплачиваемых в связи с применением УСН выросла за 2002-05 гг. с 7,9 млрд. руб. до 38,8 млрд. руб. или в 4,9 раза. Таким образом, рост налоговых платежей от УСН несколько отстает от роста количества налогоплательщиков. Это связано с тем, что порядок исчисления налоговой базы при применении УСН, в результате внесения в него изменений, стал более льготным. Вместе с тем, одной из причин роста числа налогоплательщиков-организаций стало их разукрупнение в целях минимизации налогообложения.

Применение УСН для субъектов малого предпринимательства в России имеет уже достаточно длительную историю, что позволяет выявить проблемы, связанные с функционированием этого специального налогового режима.

Одной из наиболее острых проблем является определение критериев, дающих право на применение УСН.

В последнее время совершенствование этого специального налогового режима шло по пути увеличения размера доходов, позволяющих перейти на УСН, а также расширения перечня расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы. Однако эти меры не сопровождались одновременным ведением норм в гл. 265 НК РФ, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к этому налоговому режиму.

Таблица 4.1

Критерии разделения субъектов малого предпринимательства

Показатели

Средние предприятия

Малые предприятия

Микро-предприятия

Максимальное число работающих (человек)

250

50

10

Максимальная величина годового оборота (млн. евро) (млн. руб.)

40 1 360

7 238

-

Максимальная величина балансовой стоимости активов (млн. евро) (млн. руб.)

27 918

5 170

-

В настоящее время, Минэкономразвития России осуществляет подготовку новой редакции федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства, одной из задач, которого, в частности, является установление системы критериев, по которым должны определяться субъекты малого предпринимательства, что позволит обеспечить целевой характер мер их государственной поддержки, в том числе налогового стимулирования.

В материалах, подготовленных комиссией по инвестициям к заседанию Совета по торговле и развитию в рамках 17 сессии ООН (2000 г.) предложена схема разделения субъектов малого предпринимательства исходя из численности штатных работников: субъекты микробизнеса — не более 5 чел.; субъекты малого бизнеса — от 6 до 50 чел.; субъекты среднего бизнеса - от 51 до 250 чел.

Для каждой категории предприятий предусмотрена своя система отчетности того уровня детализации, который соответствует размерам предприятия.

В силу того, что до сих пор между европейскими странами есть различия в определении сектора микро-, малого и среднего бизнеса (SME), общеевропейские программы фактически адресованы лишь части SME в каждой отдельной стране. Свои собственные определения SME использовали Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд. В целях унификации определений SME, действующих в разных европейских странах и на уровне Европейского Союза, Европейская Комиссия приняла следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор SME в экономике западноевропейских стран:

Чтобы в соответствии с приведенной классификацией ЕС, предприятие считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие должно быть экономически независимым. Это означает, что предприятию или группе предприятий, не принадлежащих сектору SME, может принадлежать не более 25 % собственности предприятия из сектора SME. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов, указанные в определении, должны регулярно, обычно 1 раз в 4 года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран-участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности труда). Среди критериев отнесения к SME основной - количество занятых, финансовые критерии необходимы для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов. Критерий по числу занятых учитывает как полную, так и частичную занятость на предприятии.

В силу специфики деятельности, предприятия торговли и сферы распределения имеют больший годовой оборот, чем предприятия производственного сектора. Поэтому кроме критерия «годовой оборот» применяется критерий «балансовая стоимость активов», который более точно отражает реальный масштаб бизнеса. В соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, если по итогам финансового года предприятие из числа SME превысило пороговые значения финансовых показателей, то не происходит автоматического исключение его из числа SM Е. Исключение наступает лишь в том случае, если зафиксированное превышение финансовых критериев повторяйся по итогам еще 2 финансовых лет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений
В ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 24 июля 2008 г.) (далее по тексту БК РФ) определены особенности правового положения бюджетных учреждений[16]. В соответствии с п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ, установлено, что государственное или муниципальное ...

Динамикаисточников формирования капитала за 2007 – 2009 гг
Источник капитала 2007 2008 2009 Абсолютные изменения (+,-) Темп роста, снижения, % Темп прироста, уменьшения, % 2008/ 2007 2009/ 2008 2009/ 2007 2008/ 2007 2009/ 2008 2009/ 2007 2008/ 2007 2009/ 2008 2009/ 2008 Собственный капитал 435022 444291 453056 9269 8765 18034 102,13 101,97 104,15 2,13 1,97 ...

Лизинг в сфере АПК как специфическая форма материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей
Как уже отмечалось, высокий уровень износа сельскохозяйственных машин и оборудования показывает, что традиционный амортизационный механизм обновления основных средств не способен выполнить инвестиционную функцию в АПК, поскольку сроки службы сельскохозяйственной техники превышают нормативные, а амо ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru