Финансы и экономика » Развитие электронных платёжных систем на западе и в России » История возникновения электронных денег

История возникновения электронных денег

Страница 1

Идея электронных платежей далеко не нова — впервые использовать предоплаченные карточки предложил американский ученый Эдвард Беллами в 1880 году. Он, как и всякий гениальный писатель – фантаст, на несколько веков обогнал своё поколение, предвосхитив появление качественно новых платёжных инструментов. О возможности использования в качестве средства платежа вместо обыкновенных денег “пластиковых штуковин” мир узнал в 1880 году из книги Бэлами “Глядя назад”. В этой книге главный герой, страдающий тяжёлой формой бессонницы, в состоянии лечебного транса из века девятнадцатого путешествует в американский город Бостон 2000 года. Здесь он и обнаруживает чрезвычайно дикое по началу для него явление: граждане этого города совсем позабыли о существовании долларов, и расплачиваются в магазинах, отелях, на аукционах и со своими кредиторами удобными карточками с обозначавшимися на них номинальными суммами банковского кредита, выданного за отработанные на промышленном производстве дни.

Реализация идей именитого фантаста и журналиста произошла в начале двадцатого века в Соединённых Штатах. Место и время, что называется, были выбраны неслучайно. Потребительский кредит в Штатах начинает набирать обороты ещё с девятнадцатого века, а к началу двадцатого едва ли ещё какая-нибудь страна могла бы посоперничать с Америкой по распространенности этого гражданского института. Основой для становления карточного оборота являлись прочные, долговременные и взаимовыгодные отношения между продавцами и покупателями, что в результате привело к появлению системы “программ лояльности клиентов” (loyalty programs). И, начиная с четырнадцатого года, крупные банки, магазины, промышленные предприятия и нефтеперерабатывающие компании стали выдавать своим самым верным и постоянным кредиторам специальные картонные карты, которые подтверждали право имущественного требования к эмитенту карт, а также, в некоторых случаях, подтверждали нахождение определённой суммы денежных средств на банковском счёте их обладателя. Но данные карты оказались недолговечными и неудобными, так как изготавливались из некачественного картона и были чрезмерно большими по размерам.

В 1928 году компания “ Farrington Manufakturing ” разработала новую технологию выпуска карточек, предложив для этих целей специальную рельефную надпись на прочном носителе (сначала металл, затем пластик), содержащую информацию о владельце карточки, а также индивидуализирующий набор буквенных и цифровых символов. Для совершения платежа посредством карточки использовался механизм под названием импринтер, представляющий мощный пресс, отпечатывающий все данные карточки на торговом документе – чеке, либо квитанции [31].

В 1946 году Джон С.Биггинс, служащий Национального банка Флэтбуш разработал и ввёл в практическое использование финансовой схемы, которая называлась “Chargeit”. Её суть состояла в сборе розничными магазинами от покупателей специальных долговых расписок с последующим их предоставлением в кредитные учреждения, которые их выкупали. Данная схема легла в основу современных кредитных взаимоотношений, а Биггинс по праву считается отцом основателем всего кредитно-карточного дела [31].

На следующем этапе появляются уже банковские пластиковые карточки. Банковская карта представляет в двадцатом веке самую высшую ступень оформления кредитных взаимоотношений. Являясь документом, выдаваемым клиенту банком и используемым для идентификации при безналичной покупке товаров в магазинах или получении наличных денег, в её основе лежит система договорных отношений между основными участниками операций: с одной стороны - банками, магазинами и предприятиями сервиса, с другой - клиентами банков (держателями карточек).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Условия договора франчайзинга
Самый первый вопрос, который волнует начинающих предпринимателей — это как удержаться «на плаву» на начальном этапе развития собственного бизнеса. С какими только проблемами не сталкиваются российские предприниматели: отсутствие стартового капитала, сложности с получением приемлемых кредитов, недос ...

Структура отдела риск-менеджмента
Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Из вышесказанного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы уп ...

Метод принятия оптимальной учетной политики
Сумма и порядок уплаты налогов во многом зависят от выбранных налогоплательщиком способов учета и налогообложения. Поэтому следует обратить внимание на учетную политику, которая определяется организацией, как известно, до начала календарного года. Учетная политика предприятия - один из элементов на ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru