В современных условиях налоговое планирование является наиболее актуальным направлением в деятельности финансовых служб предприятий и индивидуальных предпринимателей, так как по средствам него можно значительно снизить расходы по налоговым платежам в бюджет. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов, пеней в пользу государства. Таким образом, налоговое планирование - это эффективное управление собственными финансовыми ресурсами без привлечения заемного капитала за счет оптимизации налогооблагаемой базы с применением законодательно допустимой возможности уменьшения налоговых обязательств. При этом существует множество различных методов налоговой оптимизации, основными из которых являются:
1) метод замены отношений;
2) метод разделения отношений;
3) метод отсрочки налогового платежа;
4) метод прямого сокращения объекта налогообложения;
5) метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;
6) метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;
7) метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;
8) метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения;
9) метод оффшора.
Стоит отметить, что основным элементом как налоговой оптимизации, так и налогового планирования в целом, является расчет налоговой нагрузки и определение ее оптимального значения. Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности.
Проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия - это один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов.
В настоящее время существует несколько методик расчета величины налоговой нагрузки для предприятия, из которых основными признаются:
1) Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ;
2) Методика М.Н. Крейниной;
3) Методика М.И. Литвина;
4) Методика Е.А. Кировой;
5) Методика А. Кадушина и Н. Михайловой;
6) Методика Т.К. Островенко.
Основная идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства и по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Также каждая из методик учитывает влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта. В этом и проявляется практическая ценность каждой методики.
На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Если налоговая нагрузка больше 20%, то у предприятия возникает потребность налогового планирования, а если меньше 20%, то все нормально, если превышает 60%, то нужна смена налоговой юрисдикции или смена деятельности.
Для того чтобы раскрыть цель курсовой работы, мною была рассчитана величина налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж" с использованием вышеперечисленных методик и сделаны соответствующие выводы.
Итак, величина налоговой нагрузки ОАО "Востокэнергомонтаж", рассчитанная по методике Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ составила 10 %. Так, как величина налоговой нагрузки меньше 20%, предприятию рекомендованы лишь разовые услуги налоговых консультантов, обеспечение четкого ведения бухгалтерского учета и использование всех установленных законодательством для данного предприятия льгот. Таким образом, необходимо искать другие пути совершенствования деятельности предприятия, не связанные с налоговым планированием и оптимизацией. Например, поиск и внедрение энергосберегающих технологий на имеющемся оборудовании, более продуманная работа с дебиторской задолженностью, поиск более дешевых поставщиков и т.п.
Объект налогообложения и налоговая база по единому налогу
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом сумм ...
Роль налогов в стимулировании малого бизнеса
Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сбор ...
Структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения
бюджета
Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая. Первый уровень - Главное управление Федерального казначейства
(ГУФК), которое осуществляет св ...