Финансы и экономика » Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе » Роль налогов в стимулировании малого бизнеса

Роль налогов в стимулировании малого бизнеса

Страница 1

Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков.

Отметим, что в подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная функция налогов.

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.

В современной России в связи с переходом от централизованно-плановой к рыночной экономике необходимо было в спешном порядке (после августовских событий 1991 г.) формировать адекватную налоговую систему.

В течение декабря 1991 г. были приняты семь законов Российской Федерации, в т. ч. базовый «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 № 21.18-1), и специальные, посвященные отдельным налогам - на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам в дорожные фонды. В каждом из этих шести законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.

Российская система налогообложения формировалась в условиях отсутствия каких-либо концептуальных основ, учитывающих особенности экономической структуры страны, обеспеченность природными ресурсами и др. Отсюда и столь малое значение платежей за пользование недрами и природными ресурсами: всего по 2,2% налоговых доходов госбюджета РФ в 1992 и 1993 гг. (для сравнения: 12,0% - в 2003 г. после введения с 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых).

Мировая практика подтверждает, что система налогообложения конструируется на базе носителей стоимости - заработной плате, ренте, капитале, которые используются в качестве объектов налогообложения и для расчета налоговой базы.

Другие элементы налога - ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты - в концептуальном плане являются второстепенными и могут быть использованы в качестве инструментов регулирующего воздействия на уровень и структуру налогового бремени экономики. Достаточно посмотреть на межстрановые различия по одному ил значимых косвенных налогов - НДС. Станки НДС различаются от 5% в Японии (льготная ставка - 4,5%), где обеспечивают 9,4% общей суммы налоговых доходов, до 18% в Чили (45% налоговых доходов! и 25% в Швеции (льготные ставки - 6, 12, 21%), где доля в составе налоговых доходов, составляет 13,9%.

Именно отсутствие концептуальных основ построения российской системы налогообложения стало причиной нестабильного функционирования совокупности налогов, принятых в 1991 г. Эта совокупность дополнялась новыми налогами, сугубо фискального назначения, нередко вводимыми указами президента и просуществовавшими по 3-4 гола. В их числе: специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства (1993-1995 гг.), транспортный налог (1994-1997 гг.), налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (1993-1995 гг.) и др. Местными властями вводились менее значимые налоги и сборы в соответствии с указом Президента РФ от 22.12,1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», благодаря чему общее их число доходило до 200 наименований.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Анализ финансового состояния и системы налогообложения
Учетные данные в соответствии с информационным ресурсом МИФНС № 10 по СПб Полное наименование Общество с ограниченной ответственностью «Паритет» ИНН7841250005 КПП784101001 Рабочее наименование Общество с ограниченной ответственностью « Паритет « Наименование сокращенное ООО «Паритет» Адрес постоянн ...

Денежные средства и их эквиваленты
В соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности, актив – это ресурс, контролируемый предприятием, полученный в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление будущих экономических выгод. Будущие экономические выгоды, заключенные в активе – это потенциальные выгоды в ...

Структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета
Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая. Первый уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК), которое осуществляет св ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru