Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трехуровневая.
Первый уровень - Главное управление Федерального казначейства
(ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.
Второй уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений при формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.
Третий уровень — отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета ни территории и обеспечивают целевое финансирование расходов пи бюджетополучателям.
Органы Федерального казначейства - это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти.
К основным задачам и функциям органов Федерального казначейства относятся[7]:
- учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счет казначейства в банках;
- распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
- возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
- учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
- взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
- доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
- обеспечение целевого и эффективного расходования средств посредством предварительного, текущего и последующего контроля;
- управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе.
Таким образом, казначейская система исполнения бюджета базируется на определенных принципах[8].
Первый принцип казначейского исполнения федерального бюджета - исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетополучателей. Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.
Второй принцип казначейского исполнения федерального бюджета - принцип осуществления финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями в пределах лимитов. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на основании бюджетных ассигнований (ст.224 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, на основании бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения (ст.221 Бюджетного кодекса РФ).
Третий принцип - принцип единства кассы (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ). Наиболее точное определение принципа единства кассы дано Н.Г.Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся предусмотренные бюджетом расходы»[9]. Таким образом, принцип единства кассы следует отнести к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием.
Налогообложение субъектов малого предприятия
В условиях рыночной экономики важная роль принадлежит малому бизнесу. Его поддержка, в том числе через систему налогообложения, является одним из способов преодоления экономического кризиса в экономике. На первых этапах становления системы налогообложения в Украине малому предпринимательству предос ...
Общие условия и экономические факторы необходимости кредита
Кредит существовал не всегда. Он возник на определенном этапе развития общества. Его изобретение считается одним из самых гениальных открытий человечества наряду с изобретением денег. Причины его возникновения необходимо искать в первую очередь не в сфере производства, а в сфере обмена, где продавц ...
Оценка фискальной роли
местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований
Доходы местных бюджетов сформировались в 2007 году в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. Однако, доходная база местных бюджетов в связи с осуществлением органами местного самоуправления новых полномочий, предусмотренных нормами Федерального закона от 31 дека ...