При таком подходе объемы и структура расходов государства в течение данного периода являются определенными, поэтому проблема фактически сводится к выявлению обеспеченности их источниками финансирования. Устойчивым считается состояние, когда такое финансирование является достаточным в течение как кратко-, так и долгосрочного периодов. Возможные разрывы между объемами обязательств и ресурсами, привлеченными для их обеспечения, предлагается ликвидировать путем реализации программ, направленных на ограничение долгового финансирования.
Для неустойчивого состояния государственных финансов характерно то, что финансирование мер по решению текущих и долгосрочных проблем осуществляется путем наращивания таких объемов государственных долговых обязательств, которые доводят нагрузку на сектор государственных финансов до критического уровня. Он достигается в том случае, когда расходы на погашение и обслуживание государственных заимствований и выполнение обязательств по гарантиям ограничивают возможности обеспечения устойчивого и стабильного развития страны. Область устойчивости системы отражает параметры, выход за которые переводит систему из устойчивого состояния в неустойчивое. В частности, ряд российских ученых сводят неустойчивое состояние бюджета к такому уровню доходов, который не позволяет финансировать расходы без увеличения дефицита и, соответственно, долга.
Однако вопрос устойчивости государственных финансов целесообразно рассматривать более широко. Прежде всего, нуждаются в уточнении определения объемов и структуры государственных расходов. Расходы государства в период экономического кризиса, восстановления экономического роста, устойчивого развития, реализации стратегических реформ значительно отличаются. Финансирование программы реформ влечет за собой увеличение государственных расходов, а пассивная политика, не нацеленная на обеспечение ускоренного развития страны, не предполагает этого. В последнем случае достичь соответствующего соотношения между расходами и объемами их финансирования будет проще. Но при этом вопросы модернизации не будут решаться, что, по сути, означает перекладывание задач по их введению на будущие поколения.
Что касается финансирования расходов, то следует обратить внимание на то, что сведение бюджета с дефицитом и наращивание (до определенных пределов) государственного долга вряд ли можно рассматривать как признаки неустойчивого состояния бюджетной системы. Соответственно, наличие дефицита сектора государственных финансов в целом, без превышения его критических параметров, нельзя считать признаком неспособности государства обеспечить финансирование своих обязательств.
Совсем не случайно в ЕС приняты правила, касающиеся объемов дефицита государственного бюджета, которые должны соблюдать его члены. В частности, рекомендовано воздерживаться от наращивания излишнего бюджетного дефицита: в качестве предельных приняты 3% запланированного или достигнутого дефицита от ВВП, а также 60% государственного долга.
Таким образом, при рассмотрении устойчивости государственных финансов предполагается, с одной стороны, определение объемов и структуры государственных расходов и операций кредитования, с другой – обеспечение их ресурсами, привлеченными в виде как доходов (государственного бюджета, государственных целевых фондов, государственных корпораций), так и займов. Также следует учитывать возможности привлечения ресурсов от продажи государственного имущества, отзыва депозитов, размещенных органами государственного управления в банках, использования средств резервных фондов. Целесообразно принять во внимание объемы и структуру платежей, которые направлялись на погашение и обслуживание задолженности государства в предыдущие периоды.
С учетом указанного, состояние государственных финансов можно считать устойчивым, когда в достаточной степени осуществляется финансирование функций государства (направленных на обеспечение экономического роста и подъем благосостояния граждан) при условии, что использование источников их финансирования не приводит к резкому усилению фискальной нагрузки и накоплению общего объема государственных долговых обязательств, а также ухудшению их структуры (рост доли краткосрочных займов, повышение их доходности, увеличение займов, номинированных в иностранной валюте, и др.). Таким образом, состояние государственных финансов является устойчивым, когда выполняются следующие условия:
Анализ состава и структуры оборотного капитала
Сводный аналитический баланс по оборотным средствам предприятия ОАО «Навлинское АТП» представлен в таблице 4. Таблица 4 – Структура оборотных средств ОАО «Навлинское АТП» в 2005–2007 гг. Вид оборотных средств 2005 2006 2007 2007 в % к 2005 тыс. руб. удельный вес в: тыс. руб. удельный вес в: тыс. ру ...
Основные направления совершенствования бюджетной политики и казначейской
системы исполнения бюджета
Верховный Совет Украины 21 июня 2005 года принял новый базовый Закон, который определяет законодательную основу бюджетного процесса, – Бюджетный кодекс Украины. Нельзя сказать, что это идеальный документ и что он решает все вопросы. Прежде всего, вопросы, связанные, с распределением полномочии межд ...
Управление
государственным долгом
Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом. Согласно Ст.101 БК РФ «Управление государственным и муниципальным долгом»: 1. Управление государственным долгом Российской Федераци ...