Финансы и экономика » Устойчивость государственных финансов

Устойчивость государственных финансов

Страница 2

При таком подходе объемы и структура расходов государства в течение данного периода являются определенными, поэтому проблема фактически сводится к выявлению обеспеченности их источниками финансирования. Устойчивым считается состояние, когда такое финансирование является достаточным в течение как кратко-, так и долгосрочного периодов. Возможные разрывы между объемами обязательств и ресурсами, привлеченными для их обеспечения, предлагается ликвидировать путем реализации программ, направленных на ограничение долгового финансирования.

Для неустойчивого состояния государственных финансов характерно то, что финансирование мер по решению текущих и долгосрочных проблем осуществляется путем наращивания таких объемов государственных долговых обязательств, которые доводят нагрузку на сектор государственных финансов до критического уровня. Он достигается в том случае, когда расходы на погашение и обслуживание государственных заимствований и выполнение обязательств по гарантиям ограничивают возможности обеспечения устойчивого и стабильного развития страны. Область устойчивости системы отражает параметры, выход за которые переводит систему из устойчивого состояния в неустойчивое. В частности, ряд российских ученых сводят неустойчивое состояние бюджета к такому уровню доходов, который не позволяет финансировать расходы без увеличения дефицита и, соответственно, долга.

Однако вопрос устойчивости государственных финансов целесообразно рассматривать более широко. Прежде всего, нуждаются в уточнении определения объемов и структуры государственных расходов. Расходы государства в период экономического кризиса, восстановления экономического роста, устойчивого развития, реализации стратегических реформ значительно отличаются. Финансирование программы реформ влечет за собой увеличение государственных расходов, а пассивная политика, не нацеленная на обеспечение ускоренного развития страны, не предполагает этого. В последнем случае достичь соответствующего соотношения между расходами и объемами их финансирования будет проще. Но при этом вопросы модернизации не будут решаться, что, по сути, означает перекладывание задач по их введению на будущие поколения.

Что касается финансирования расходов, то следует обратить внимание на то, что сведение бюджета с дефицитом и наращивание (до определенных пределов) государственного долга вряд ли можно рассматривать как признаки неустойчивого состояния бюджетной системы. Соответственно, наличие дефицита сектора государственных финансов в целом, без превышения его критических параметров, нельзя считать признаком неспособности государства обеспечить финансирование своих обязательств.

Совсем не случайно в ЕС приняты правила, касающиеся объемов дефицита государственного бюджета, которые должны соблюдать его члены. В частности, рекомендовано воздерживаться от наращивания излишнего бюджетного дефицита: в качестве предельных приняты 3% запланированного или достигнутого дефицита от ВВП, а также 60% государственного долга.

Таким образом, при рассмотрении устойчивости государственных финансов предполагается, с одной стороны, определение объемов и структуры государственных расходов и операций кредитования, с другой – обеспечение их ресурсами, привлеченными в виде как доходов (государственного бюджета, государственных целевых фондов, государственных корпораций), так и займов. Также следует учитывать возможности привлечения ресурсов от продажи государственного имущества, отзыва депозитов, размещенных органами государственного управления в банках, использования средств резервных фондов. Целесообразно принять во внимание объемы и структуру платежей, которые направлялись на погашение и обслуживание задолженности государства в предыдущие периоды.

С учетом указанного, состояние государственных финансов можно считать устойчивым, когда в достаточной степени осуществляется финансирование функций государства (направленных на обеспечение экономического роста и подъем благосостояния граждан) при условии, что использование источников их финансирования не приводит к резкому усилению фискальной нагрузки и накоплению общего объема государственных долговых обязательств, а также ухудшению их структуры (рост доли краткосрочных займов, повышение их доходности, увеличение займов, номинированных в иностранной валюте, и др.). Таким образом, состояние государственных финансов является устойчивым, когда выполняются следующие условия:

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Вывод
Субъекты малого предпринимательства при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход). Первое, что интересует руководителей при выборе системы налогообло ...

Анализ изменения структуры расходов фонда социального страхования РФ
Расходы Фонда предусмотрены – в 2011 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 100,7% к уровню 2010 года, в 2012 году – 496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2011 года, в 2013 году в сумме 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2012 года, включая расходы по следующим видам: - на об ...

Формирование неналоговых доходов регионального бюджета
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет: [2] части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в б ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru