Финансы и экономика » Устойчивость государственных финансов

Устойчивость государственных финансов

Страница 4

Основная задача анализа долгосрочной устойчивости государственных финансов, по мнению российских ученых, сводится к выявлению рисков, которые в перспективе могут вызвать необходимость изменений в бюджетной политике. Долгосрочная устойчивость государственных финансов определяется соотношением между совокупными запасами ресурсов, чистого совокупного долга, совокупными доходами и расходами бюджета за соответствующие периоды с учетом темпов роста номинального валового продукта.

Можно согласиться с тем, что для анализа государственных финансов (с целью установления их состояния) важно выявление рисков их развития. Но для этого целесообразно использовать значительно большее количество индикаторов, ведь к государственным финансам относятся не только государственный бюджет и государственные целевые фонды. Необходимо учитывать текущие доходы и расходы сектора государственного управления, а также доходы и расходы государственных корпораций. Что касается индикаторов чистого долга, то их целесообразно сопоставлять не с общими объемами задолженности государства, а с задолженностью соответствующих институциональных единиц (центрального правительства, местных правительств, государственных финансовых и нефинансовых корпораций), поскольку такая задолженность не всегда предполагает погашение за счет ресурсов государственного бюджета.

Достаточно актуален вопрос, касающийся уровня устойчивости государственных финансов, который в разные периоды развития страны имеет определенные отличия. Выделим следующие уровни: устойчивое и неустойчивое состояние государственных финансов. Определение допустимых показателей, характеризующих каждый из уровней, необходимо для принятия мер по недопущению и ограничению негативного влияния установленных факторов на развитие государственных финансов.

Оценка состояния (устойчивое или неустойчивое) государственных финансов и определение мер по его обеспечению, на наш взгляд, проходят несколько этапов:

а) оценка устойчивости каждой составляющей государственных финансов, а именно секторов:

– центрального государственного управления;

– общего государственного управления;

– государственных финансовых корпораций;

– государственных нефинансовых корпораций;

б) установление перечня интегральных показателей, которые в наибольшей степени отражают состояние государственных финансов в целом (с учетом состояния и влияния каждого сектора);

в) осуществление мониторинга динамики индикаторов устойчивости государственных финансов в течение определенных периодов;

г) оценка динамики таких индикаторов в текущем, средне- и долгосрочном периодах и определение общего состояния государственных финансов;

д) обоснование мер по обеспечению устойчивости государственных финансов как в текущем, так и в будущих периодах.

Устойчивость финансовой деятельности органов центрального государственного управления определяется на основе анализа мобилизации доходов в государственный бюджет, а также государственные целевые фонды и проведения расходов, связанных с выполнением функций, которые они обеспечивают.

Однако в зарубежных странах, как правило, прежде всего проводится анализ устойчивости государственного бюджета. Для определения его состояния ученые предлагают использовать следующие показатели: минимальные расходы бюджета (Рм); собственные доходы бюджета (Дс); регулирующие доходы бюджета (Др); бюджетная задолженность (3). С их помощью устойчивость бюджета отражается так:

– абсолютная устойчивость:

Рм < (Дс + Др);

– нормальное состояние устойчивости:

Рм = (Дс + Др);

– неустойчивое состояние:

Рм > (Дс + Др – 3);

– абсолютно неустойчивое состояние:

Рм > (Дс + Др).

Состояние бюджета является неустойчивым, когда расходы превышают объемы доходов и заимствований.

Особую роль играет вопрос устойчивости местных бюджетов. «Финансовая устойчивость бюджета – возможность местных органов власти в полном объеме мобилизовать и качественно осуществлять финансирование комплекса социально-экономических задач на подведомственной территории в соответствии с целевыми ориентирами, определенными бюджетными программами». Уровень устойчивости местного бюджета характеризуется объемом ресурсов, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Участники налоговых правоотношений и банки
Объектами налоговой работы являются налогоплательщики, т.е. кто реально платит налоги. Все прочие элементы и средства налогообложения обращаются вокруг этого центра. Главная задача налоговой работы – дать возможность или вынудить налогоплательщиков передать установленные суммы денежных средств в ра ...

История возникновения электронных денег
Идея электронных платежей далеко не нова — впервые использовать предоплаченные карточки предложил американский ученый Эдвард Беллами в 1880 году. Он, как и всякий гениальный писатель – фантаст, на несколько веков обогнал своё поколение, предвосхитив появление качественно новых платёжных инструменто ...

Основные составляющие финансовой системы
Финансы – это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные ф ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru