Финансы и экономика » Устойчивость государственных финансов

Устойчивость государственных финансов

Страница 4

Основная задача анализа долгосрочной устойчивости государственных финансов, по мнению российских ученых, сводится к выявлению рисков, которые в перспективе могут вызвать необходимость изменений в бюджетной политике. Долгосрочная устойчивость государственных финансов определяется соотношением между совокупными запасами ресурсов, чистого совокупного долга, совокупными доходами и расходами бюджета за соответствующие периоды с учетом темпов роста номинального валового продукта.

Можно согласиться с тем, что для анализа государственных финансов (с целью установления их состояния) важно выявление рисков их развития. Но для этого целесообразно использовать значительно большее количество индикаторов, ведь к государственным финансам относятся не только государственный бюджет и государственные целевые фонды. Необходимо учитывать текущие доходы и расходы сектора государственного управления, а также доходы и расходы государственных корпораций. Что касается индикаторов чистого долга, то их целесообразно сопоставлять не с общими объемами задолженности государства, а с задолженностью соответствующих институциональных единиц (центрального правительства, местных правительств, государственных финансовых и нефинансовых корпораций), поскольку такая задолженность не всегда предполагает погашение за счет ресурсов государственного бюджета.

Достаточно актуален вопрос, касающийся уровня устойчивости государственных финансов, который в разные периоды развития страны имеет определенные отличия. Выделим следующие уровни: устойчивое и неустойчивое состояние государственных финансов. Определение допустимых показателей, характеризующих каждый из уровней, необходимо для принятия мер по недопущению и ограничению негативного влияния установленных факторов на развитие государственных финансов.

Оценка состояния (устойчивое или неустойчивое) государственных финансов и определение мер по его обеспечению, на наш взгляд, проходят несколько этапов:

а) оценка устойчивости каждой составляющей государственных финансов, а именно секторов:

– центрального государственного управления;

– общего государственного управления;

– государственных финансовых корпораций;

– государственных нефинансовых корпораций;

б) установление перечня интегральных показателей, которые в наибольшей степени отражают состояние государственных финансов в целом (с учетом состояния и влияния каждого сектора);

в) осуществление мониторинга динамики индикаторов устойчивости государственных финансов в течение определенных периодов;

г) оценка динамики таких индикаторов в текущем, средне- и долгосрочном периодах и определение общего состояния государственных финансов;

д) обоснование мер по обеспечению устойчивости государственных финансов как в текущем, так и в будущих периодах.

Устойчивость финансовой деятельности органов центрального государственного управления определяется на основе анализа мобилизации доходов в государственный бюджет, а также государственные целевые фонды и проведения расходов, связанных с выполнением функций, которые они обеспечивают.

Однако в зарубежных странах, как правило, прежде всего проводится анализ устойчивости государственного бюджета. Для определения его состояния ученые предлагают использовать следующие показатели: минимальные расходы бюджета (Рм); собственные доходы бюджета (Дс); регулирующие доходы бюджета (Др); бюджетная задолженность (3). С их помощью устойчивость бюджета отражается так:

– абсолютная устойчивость:

Рм < (Дс + Др);

– нормальное состояние устойчивости:

Рм = (Дс + Др);

– неустойчивое состояние:

Рм > (Дс + Др – 3);

– абсолютно неустойчивое состояние:

Рм > (Дс + Др).

Состояние бюджета является неустойчивым, когда расходы превышают объемы доходов и заимствований.

Особую роль играет вопрос устойчивости местных бюджетов. «Финансовая устойчивость бюджета – возможность местных органов власти в полном объеме мобилизовать и качественно осуществлять финансирование комплекса социально-экономических задач на подведомственной территории в соответствии с целевыми ориентирами, определенными бюджетными программами». Уровень устойчивости местного бюджета характеризуется объемом ресурсов, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период
I этап (1918 – 1921 г.г.) II этап (1921 – 1930 г.г.) III этап (1931 -1941 г.г.) IV этап (1941 – 1960 г.г.) V этап (1960 – 1964 г.г.) VI этап (1965 – 1989 г.г.) VII этап (1990 – 1998 г.г.) VIII этап (с 1998 года…) I этап (1918-1921 г.г.): В этот этап дореволюционная налоговая система практически лик ...

Сущность инвестиций и субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также другие юридические лица (банковские, страховые организации, инвестиционные фонды) – участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деяте ...

Понятие финансового состояния организации и его основные показатели
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовое состояние. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие и эффективность размещения и использования финансовых ресурсов [33, с.98]. Оно отражает такое со ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru