Многие российские предприятия несут серьезные риски, сталкиваясь с проблемой неплатежеспособности, ненадежности своих партнеров. Из-за роста дебиторской задолженности возникает дефицит оборотных средств, а это уже грозит платежеспособности самому предприятию.
Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Различие состоит в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.
Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
§ выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
§ ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
§ определение скидок для различных групп покупателей;
§ ускорение истребования долгов;
§ оценка упущенной выгоды от неиспользованных средств, «замороженных» в дебиторской задолженности. [19, с. 19]
Казалось бы, решить проблему дебиторской задолженности просто – заключать сделки только с применением предварительной оплаты. Однако этот путь применим в отношении небольших, узкоспециализированных организаций, более крупные организации с устоявшимися связями, со своей клиентской базой неизбежно работают в кредит. Для этого необходимо проведение эффективной политики управления дебиторской задолженностью.
Целями создания системы управления являются уменьшение рисков компании, а также оптимизация действий персонала компании и экономия времени при принятии управленческих решений. [23, с. 23–24]
Факторами, которые обуславливают рост дебиторской задолженности, являются: общее падение производства при относительном росте доходов и покупательной способности; снижение инвестиционных накоплений компании и иных остатков денежных средств; недоступность получения кредитов для большинства предприятий; влияние так называемой психологии государственных иждивенцев, существующей во многих отраслях и предприятиях; отсутствие у государства эффективных экономических рычагов воздействия на рыночные цены, в том числе твердой антимонопольной политики [23, с. 74].
Уровень дебиторской задолженности определяется следующими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, политика расчетов с клиентами. [23, с. 76]
При проведении политики управления дебиторской задолженностью выделяют этапы:
1) Проведение анализа дебиторской задолженности организации в разрезе определенного периода (по видам, суммам), то есть ранжирование задолженности.
Анализ дебиторской задолженности – основа формирования кредитной политики компании. Ведущую роль здесь играет организованный учет первичной документации, позволяющий отслеживать сроки реализации продукции и сопоставлять их со сроками оплаты. [36, с. 25]
2) Создание в компании четких правил работы с дебиторской задолженностью. Данные правила разрабатываются для подразделений и отделов в целях их эффективного взаимодействия, а также для установления единообразного движения информации о состоянии дебиторской задолженности от руководства до подчиненных. Информация о проблемных долгах аккумулируется в юридической службе компании для взыскания.
3) Становление лимита дебиторской задолженности, приемлемого для компании. В целях принятия решения о возможности установления общего лимита дебиторской задолженности в рамках компании и распределения этого лимита между конкретными клиентами, специалисты организации могут использовать различные механизмы оценки и расчета. Учитываются такие факторы, как реальная стоимость дебиторской задолженности, ее первоначальная величина, продолжительность (в днях) предоставленной отсрочки платежа и ставка, по которой компания привлекает заемные средства.
Государственное регулирование системы налогообложения
Занимая в предыдущие века второстепенное значение в государственном хозяйстве, уступая первенство доходам из государственных и имущественных пошли, налоги приобретают всё более важное значение. Преобладающее значение налогов состоит в тесной взаимосвязи с развитием культуры и потребностей населения ...
Принципы начисления, плательщики, объекты налогообложения
и ставки налога, льготы
НДС подразделяется на «исходящий» и «входящий». НДС «исходящий» к уплате в бюджет и рассчитывается следующим образом Налог на добавленную стоимость является налогом на внутреннее потребление. При этом, несмотря на предполагаемое возложение налогового бремени на потребителя, последний, не облагается ...
Основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг
«Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы», одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: 1. Совершенствование налога на ...