Финансы и экономика » Политика управления задолженностью

Политика управления задолженностью

Каждое предприятие в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с внешними и внутренними контрагентами: плательщиками и получателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями, банками и другими кредитными организациями, со своими работниками.

В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.

Согласно Балабанову И.Т., под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет денежные суммы). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Под кредиторской задолженностью понимают задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. [6, с. 108]

По мнению Баранниковой Н.П., дебиторская задолженность означает временное отвлечение средств из оборота хозяйствующего субъекта и использование их в оборотах других хозяйствующих субъектов. Это на время уменьшает финансовые ресурсы и возможности, а, следовательно, приводит к затруднению в выполнении своих обязательств. Кредиторская задолженность означает временное привлечение финансовых ресурсов в оборот данного хозяйствующего субъекта, что на время увеличивает финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта. [7, с. 294, 298]

Ковалев В.В. считает, что дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств. Кредиторская задолженность представляет собой один из основных источников финансирования текущей деятельности. Суть ее состоит в том, что у предприятия в силу различных обязательств оказываются средства, за которые оно должно уплатить определенную сумму денег. [19, с. 372, 399]

Дебиторская задолженность возникает из договоров между организацией, выступающей в роли кредитора, и другими юридическими и физическими лицами, выступающими в роли должников. В силу договоров должники обязуются совершить в пользу организации-кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги. Организация кредитор погашает дебиторскую задолженность по факту поступления денежных средств от должника, приемки работ, получения услуг, путем зачета взаимных требований, либо в результате судебного решения.

Кредиторская задолженность возникает из договоров по следующим обязательствам: оплатить поставщикам и подрядчикам стоимость полученных товаров, работ, оказанных услуг; оплатить коммерческий вексель; уплатить деньги, передать имущество, выполнить работы, оказать услуги дочерним обществам или другим юридическим и физическим лицам в счет полученного аванса либо предоплаты; производить оплату труда работникам согласно трудовым договорам; выплачивать налоги и другие платежи в бюджет, взносы в социальные внебюджетные фонды; по обязательствам перед прочими кредиторами. [9, с. 108–109]

Текущую дебиторскую и кредиторскую задолженность по сфере возникновения можно подразделить на группы:

1. Задолженность, возникшая в результате основной деятельности организации.

2. Задолженность по другим операциям.

Дебиторская задолженность в зависимости от предполагаемых сроков ее погашения – в течение 12 месяцев (краткосрочная) или более чем через 12 месяцев (долгосрочная) после отчетной даты – отражается в активе баланса (стр. 240 и 230). Кредиторскую задолженность показывают в пассиве баланса (стр. 620). [5, с. 417]

По возможности оценки в составе дебиторской и кредиторской задолженности выделяют 2 группы:

1) точная задолженность, величину которой можно определить (например, долг покупателей за отгруженный товар);

2) оцениваемая задолженность, величина которой определяется не в виде жестко фиксированной суммы в рублях, а подлежит расчету; например, задолженность по расчетам за товары в иностранной валюте (возникновение курсовых, либо суммовых разниц). [8, с. 108–109]

По причинам образования в дебиторской задолженности выделяют оправданную и неоправданную. К оправданной относится задолженность, срок оплаты которой еще не наступил, либо составляет менее месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота. Вся остальная задолженность неоправданная – просроченная, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий договоров. Отвлечение средств в эту задолженность снижает текущую платежеспособность хозяйствующего субъекта. [8, с. 294, 298]

Просроченная дебиторская задолженность – это задолженность за проданные товары (услуги) не оплаченные в установленный договором срок. Она в свою очередь подразделяется на сомнительную и безнадежную.

Сомнительная дебиторская задолженность – та, в отношении которой у кредитора имеется неуверенность в ее погашении должником.

Безнадежная дебиторская задолженность представляет собой суммы неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли, в отношении которой у кредитора сложилась уверенность о невозврате ее должником. [36, с. 15–16]

Основным информационным источником определения дебиторской и кредиторской задолженности является форма №1 «Бухгалтерский баланс» предприятия и форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Более подробную числовую информацию содержат бухгалтерские счета.

В мировой практике рыночных отношений погашение долговых обязательств перед кредиторами является безусловным и требующим немедленного исполнения. В противном случае деловая репутация дебитора резко упадет и упущенная в результате этого выгода окажется намного больше любой величины непогашенных долгов. Именно это предполагает высокую ликвидность этого актива в бизнесе. Вместе с тем, из практики российских предприятий усматривается противоположная тенденция. [20, с. 28]

По своей экономической сущности дебиторская задолженность представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота предприятия. Деньги, которые у предприятия, по идее, есть, но не «живьем», а в виде обязательств, выраженные в той или иной форме. [9, с. 211].

В денежной оценке дебиторская задолженность является составной частью оборотных активов организации. Дебиторскую задолженность с повышенным риском можно считать высоколиквидным активом.

Неплатежи и экономический кризис являются первоначальной причиной проблемы ликвидности дебиторской задолженности. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.

По структуре дебиторской задолженности, срокам возникновения и погашения, причинам возникновения и деловым партнерам можно судить об эффективности использования организацией имеющихся денежных средств, о рациональности условий заключенных договоров и ряде других показателей.

Проблема

ликвидности дебиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, включает несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы.

Весьма актуален вопрос сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и бухгалтера могут быть противоположными: первый допускает возможность сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платежеспособности с использованием коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй – нет.

С позиций финансового менеджмента дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной стороны, «нормальный» рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести к потере ликвидности.

Управление дебиторской задолженностью, как часть общей политики компании в области управления оборотными средствами, заключается в регулировании задолженности по ее количественным (объем, доля) и качественным (сроки, возможность взыскания) показателям. Для оптимизации деятельности организации, связанной с наличием взаимных обязательств с контрагентами, необходимо построение эффективной системы возврата дебиторской задолженности [7, с. 35].

Кредиторская задолженность в определенной мере полезна для предприятия, так как позволяет получить во временное пользование денежные средства, принадлежащие другим организациям. Необходимо помнить и о минимизации рисков отрицательных последствий, если организация нарушит договорные обязательства.

Таким образом, определив понятия и сущность дебиторской и кредиторской задолженности, целесообразно перейти к рассмотрению политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью и к методике их анализа.

Это интересно:

Анализ финансовой устойчивости предприятия
Анализ финансовой устойчивости предприятия – это способность предприятия функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого ...

Сравнительная характеристика процессов формирования и использования прибыли
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. В условиях рыночных ...

Регулирующая и фискальная роль налога на прибыль
В Российской налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Данный налог является федерал ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru