Финансы и экономика » Единый сельскохозяйственный налог » Преимущества и недостатки применения единого сельскохозяйственного налога

Преимущества и недостатки применения единого сельскохозяйственного налога

Страница 1

Обложение в рамках специального налогового режима означает, что субъекты предпринимательства применяют особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного времени. Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ (ст.18) и применяются в случаях и порядке, которые им предусмотрены, а также иными актами законодательства о налогах и сборах.

Цель специальных режимов - упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида сельскохозяйственной деятельности.

Установление специальных налоговых режимов в настоящее время должно базироваться на следующих принципах[1]

- создание более щадящего налогового бремени;

- экономия удельных расходов по исчислению, учету и отчетности по налогам и сборам как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов;

- обеспечение правильных налоговых отношений между бюджетом и теми субъектами рынка, где трудно контролировать реальный оборот;

- простота исчисления налога, что, в свою очередь, должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.

Следует отметить, что специальные режимы применялись в Российской Федерации и до принятия первой части НК РФ и введения в действие одноименных глав второй части НК РФ. При этом виды специальных налоговых режимов менялись, уточнялись. В настоящее время к специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

При правильном выборе системы налогообложения у субъектов предпринимательства появляются большие возможности оптимизировать бремя уплаты налогов и направить свои усилия на решение иных задач.

По мнению большинства специалистов, основная выгода предприятий, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, - значительное снижение налогового бремени. За 1999-2005 гг. доля сельского хозяйства в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики снизилась с 0,8 до 0,6%, а налоговая нагрузка на сельское хозяйство (налоговые поступления в % к ВВП) в 2005 г. составила 4,3%, тогда как в других секторах экономики она составила: добыча полезных ископаемых - 51,6%; обрабатывающие производства - 19,1; транспорт и связь - 17,2: строительство - 16,4; финансовая сфера - 16,3; торговля и сфера услуг - 15,0; прочие виды экономической деятельности - 27,5%.

За 2005-2007 гг. количество налогоплательщиков ЕСХН увеличилось с 46,0 до 63,4 тыс., или на 37,8%, а удельный вес организаций - налогоплательщиков ЕСХН в общем количестве сельскохозяйственных организаций за этот период увеличился с 55 до 64%. Снижение налоговой нагрузки за счет налоговых льгот, применяемых в рамках общего режима налогообложения, а также применения ЕСХН стало одной из причин того, что при снижении за 2000-2005 гг. числа сельхозпредприятий на 6,7% прибыль сельхозпредприятий до налогообложения за этот период выросла в 2,5 раза, число прибыльных сельхозпредприятий - на 17,0%, а доля убыточных сельхозпредприятий сократилась с 63 до 42%, уровень рентабельности по всей деятельности сельхозпредприятий (с учетом субсидий из бюджетов) вырос с 6,4 до 7,8%.

Поступления ЕСХН увеличились за 2004-2006 гг. почти в 2 раза. Отмена льгот по налогу на прибыль в 2008 г. Привела к ещё большему росту числа плательщиков ЕСХН.

Учитывая, что по налогу на имущество и налогу на прибыль предприятия агропромышленного комплекса имеют льготы, а налог на добавленную стоимость и единый социальный налог составляют основную часть абсолютной налоговой нагрузки предприятий, освобождение от уплаты этих налогов дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии.

Кроме того, для предприятий, перешедших на уплату ЕСХН, предусмотрен льготный порядок включения стоимости приобретенных основных средств в расходы. Он дает возможность предприятиям АПК окупать затраты, связанные с приобретением основных средств, в более короткие сроки[2].

С другой стороны, за время действия этого налогового режима не отмечено существенного роста закупок организациями АПК техники, удобрений, сортовых семян, элитного скота, прочих материалов.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru