Финансы и экономика » Налоговая политика России на современном этапе » Сущность, содержание и типы налоговой политики

Сущность, содержание и типы налоговой политики

Страница 1

Налоговая политика – представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера, поставленных в данный момент макроэкономических задач [5, С. 168].

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Наоборот, в условиях рыночного хозяйствования усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. По мнению экономиста А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Она влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы [20, С. 132]:

– общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;

– уровень инфляции;

– кредитно-денежная политика государства;

– соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и частным сектором.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования. В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой.

В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

В научных трудах экономистов рассматриваются три типа налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени [24, С. 108]:

– высокий уровень налогообложения;

– низкое налоговое бремя;

– достаточно существенный уровень налогообложения.

Естественно, тип налоговой политики зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.

При проведении политики первого типа происходит рост налогового бремени как посредством введения новых налогов, так и путем увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. Это, несомненно, в последующем приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие – снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тин налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.

Второй тип политики характеризуется тем, что максимально учитываются не только фискальные интересы государства, но и налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг ...

Основные причины неуплаты лесных платежей
Общеизвестно, что Россия - одна из богатейших лесами стран мира. Лесной фонд, занимающий площадь более 1 млрд га, составляет 70% территории страны. Запас древесины - около 75 млрд куб. м, а ежегодная возможность потребления - более 500 млн куб. м. Имея такие огромные и, главное, воспроизводимые рес ...

Организационное обеспечение экономической безопасности Ставропольского края
Совет по экономической и общественной безопасности Ставропольского края был образован постановлением № 780-3 Губернатора Ставропольского края 9 декабря 1997 г. 5 февраля 1998 года Губернатор утвердил Положение о совете по экономической и общественной безопасности Ставропольского края. Совет был соз ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru