- определение уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;
- установление доплат, надбавок, присущих только работникам образования.
По мнению В.А. Шарова, выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 24 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряжения».
Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.)[53].
Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным статьям». Создается «лукавая ситуация», когда деньги на образование вроде бы и выделяются, а вот каким образом удается сохранять устойчивость системы, учредителя вроде бы и не интересует.
По мнению И.И. Нестеровой, в законодательной базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств[54].
Все это позволяет предположить, что бюджетная политика государства, точнее финансовых органов, направлена в первую очередь на решение проблем учета и контроля использования бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности сферы образования.
Решение этих и других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:
- совершенствование нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;
- дальнейшее развитие и совершенствование организационно-экономического механизма функционирования системы образования.
В рамках первого направления необходимо упорядочить бюджетное законодательство, предусмотрев:
- передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов образовательного учреждения руководителю этого учреждения (порядок согласования расходов внутри учреждения устанавливается уставом, решением ученого совета и т.п. открытой процедурой);
- включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета.
Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
Роль казначейства в исполнении бюджета
Одним из главных последствий начавшихся рыночных реформ для финансовой системы государства стала необходимость воссоздания государственного казначейства как важного подразделения Министерства финансов. Проблема казначейства — это проблема сохранности бюджетных денег, как на стадии доходов, так и на ...
Информационная база
аналитических расчетов
Некоторые показатели, фигурирующие в указанных информационных массивах, несопоставимы. Так, например, с 2002 г. изменилась структура доходов консолидированного бюджета. В частности, до 2001 г. включительно в разделе “Неналоговые доходы” фигурировала статья “Прочие доходы”, которая впоследствии была ...
Особенности организации финансов в государственных учреждениях
Финансы - экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохо ...