Финансы и экономика » Организация финансов образовательного учреждения » Особенности организации финансов в государственных учреждениях

Особенности организации финансов в государственных учреждениях

Страница 5

По мнению А.М. Ковалевой, к основным характерным чертам образовательного учреждения, уже закрепленных в действующем законодательстве, могут быть отнесены следующие:

- некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- наличие в оперативном управлении образовательного учреждения имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса (добавим и иной деятельности, в т.ч. приносящей доходы);

- право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами;

- право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное имущество;

- определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы[12].

Этот набор характерных признаков определяет индивидуальность образовательного учреждения.

Основанием для отнесения учебных заведений к некоммерческим организациям в форме учреждения является определение, данное в пункте 1 статьи 12 Закона «Об образовании». Согласно этому определению, «образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». В ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка, не сопровождающаяся повышением образовательного уровня обучающихся, может быть получена, наряду с профессиональными училищами, в образовательных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (пункт 3 статьи 21).

Тем самым, законодательно установлен фактически единственный тип и вид организации, которая может осуществлять образовательную деятельность - учреждение.

Законом «Об образовании» образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется.

По мнению Т.В. Юрьевой, существующий статус образовательного учреждения, таким образом, содержит, как минимум, четыре неразрешенных противоречия:

- отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности не исключает ее получения, т.е. в качестве неформализованной цели извлечение прибыли фактически присутствует;

- разрешение предпринимательской деятельности прямо ставит перед образовательными учреждениями цель извлечения прибыли;

- нет критериев, определяющих соответствие коммерческой деятельности тому или иному виду основной деятельности учреждения (в частности образовательной);

- нет качественных отличий некоммерческих организаций в форме учреждения от коммерческих[13]. В результате можно сделать вывод о том, что деление организаций на коммерческие и некоммерческие является в значительной степени условным и вызвано сложившимся отношением в обществе к тем или иным видам деятельности.

Но все же, мы попытаемся выявить отличия организации финансов на предприятиях некоммерческих, каковыми, в данном случае выступают государственные образовательные учреждения от коммерческих предприятий.

Отличие 1. Пункт 1 ст. 48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника и осуществляющих некоммерческую деятельность, к каковым относятся государственные образовательные учреждения. По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ, для финансирования учреждений: определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании. Тем не менее, для практической деятельности ГОУ законодательство об образовании предусматривает наличие баланса или документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. «Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях» (ст. 43, п.1, Закон РФ «Об образовании»). Это же положение подкрепляется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ): «Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету» (ст.3, п.1)[14]. Отсюда следует, что баланс или смета являются взаимозаменяемыми документами. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых отношений состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Особенности управления государственным долгом в российских регионах
В широком смысле управление долгом региона - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития региона средств, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых с помощью займов дене ...

Льготы при налогообложении отдельных товаров, работ и услуг
Законодательством России предусмотрены отдельные случаи, когда обороты, а также товары, работы и услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость. Законодательство предусматривает освобождение от налогообложения ряда операций, связанных с процессом приватизации. В частности, НДС не взимается с ...

Разработка плана организационных мер по внедрению факторинга в деятельность компании
Для осуществления факторинговых операций договор предлагается заключить с "Промсвязьбанком". Сейчас пользуются спросом два вида факторинга - с правом регресса и без права регресса. При этом основной оборот (более 95%) приходится на факторинг с правом регресса, особенность которого заключа ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru