Как отмечает М.М. Мусарский, в ГК РФ нет общей нормы о правах собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, наподобие той, которая относится к имуществу, находящемуся в хозяйственном ведении (ст. 295). Предполагается, что положения, содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 295, без необходимости их повторного включения в ГК РФ, полностью распространяются и на право оперативного управления. Законодатель пошел дальше. Он, в частности, предоставил право собственнику в одностороннем порядке изымать у казенного предприятия и учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению[7].
В соответствии со ст. 298 ГК РФ, в составе имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества: 1) имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете, и 2) доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемые на отдельном балансе. Правовой режим указанных видов имущества в части возможности распоряжения им различен.
Согласно норме п. 1 статьи, учреждение вообще лишено права распоряжения имуществом первого вида, что находится в противоречии с понятием права оперативного управления, содержащегося в ст. 296 ГК. Более правильным было бы предоставление учреждению права распоряжения данным имуществом с согласия собственника, как это сделано в отношении казенного предприятия.
Согласно норме п. 2 статьи, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом второго вида, если, разумеется, таковое у него имеется. В этом случае правовой режим данного имущества значительно приближен к режиму, свойственному праву собственности[8].
Так как, в основу работы положено изучение и анализ организации финансов государственного образовательного учреждения, далее более подробно остановимся на особенностях организации финансов в государственных образовательных учреждениях.
Стоит согласиться с мнением М.Л. Левицкого, что очень важно сразу определить, из каких элементов состоит система образования[9]. В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту - Закон «Об образовании») система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:
- взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций[10].
Одним из элементов системы были названы образовательные учреждения. Как замечает Е.В. Маркина, термин стал настолько привычным для употребления, что его содержание как-то остается в стороне. Но для решения проблем в области экономики образования недостаточная определенность понятия «образовательное учреждение» является серьезным препятствием. В результате такой неопределенности к образовательному учреждению пытаются подойти либо как к предприятию, производящему образовательные услуги, распространяя на него, соответственно, категории, применяемые для коммерческих организаций, либо как к некоммерческой организации, в которой осуществляется некий, не связанный с экономикой, процесс передачи знаний и создания нового знания[11].
Бюджеты и их значение в управленческом учете
Бюджет — количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование (см. рис. 1.1.). Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деяте ...
Предпосылки формирования финансового плана
Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов ...
Разработка рекомендаций по улучшению собираемости налогов
Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются – распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в после ...