Валютные курсы подразделяются на два основных вида: фиксированные и плавающие. Фиксированный валютный курс колеблется в узких рамках. Плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по величине.
Фиксирование национального курса в иностранной денежной единице называется валютной котировкой. При этом национальный курс может быть установлен как в форме прямой котировки (1, 10, 100 единиц иностранной валюты = Х единиц национальной валюты), так и в форме обратной котировки (1, 10, 100 единиц национальной валюты = Х единиц иностранной валюты).
Для профессиональных участников валютных рынков просто понятие «валютный курс» не существует. Оно распадается на два курса: курс покупателя и курс продавца.
Курс покупателя - это курс, по которому банк-резидент покупает иностранную валюту за единицу национальной валюты, а курс продавца - курс, по которому банк - резидент продает иностранную валюту за единицу национальной валюты.
Например, 1$ = 152/153 тенге означает, что коммерческий банк Казахстана готов купить 1 доллар ($) у клиента за 152 тенге, а продать - за 153 тенге.
При прямой котировке курс продавца более высокий, чем курс покупателя.
Разница между курсом продавца и покупателя называется маржой, которая покрывает издержки и формирует прибыль банка по валютным операциям. Очевидно, что любой банк заинтересован в максимально низком курсе покупателя и максимально высоком курсе продавца и только жесткая конкуренция, борьба за клиента вынуждает банки действовать в обратном направлении. Сокращение маржи и привлечение клиентов позволяет выиграть на массе прибыли.
Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального валютного курса.
Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.
Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.
Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной способности: это такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен.
Факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения на валюту, то есть на динамику ее курса, подразделяются на структурные факторы, действующие в долгосрочном периоде, и конъюнктурные факторы, вызывающие краткосрочное колебание валютного курса.
К структурным факторам относятся:
Состояние платежного баланса страны;
Темпы инфляции;
Разница % - х ставок в различных странах;
Государственное регулирование валютного курса;
Степень открытости экономики государства.
Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами.
К ним относятся:
Деятельность валютных рынков;
Спекулятивные валютные операции;
Прогнозы;
Цикличность деловой активности в стране.
Рассмотрим некоторые из них:
Состояние платежного баланса. Платежный баланс непосредственно влияет на величину валютного курса тенге. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Размеры влияния платежного баланса на валютный курс определяются степенью открытости экономики страны. Так, чем выше доля экспорта в ВНП (чем выше открытость экономики), тем выше эластичность валютного курса по отношению к изменению платежного баланса. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение.
Разработка проектной схемы финансирования
В рамках проекта планируется значительное техническое и технологическое перевооружение торгового зала главного офиса. В результате появится крупный магазин, осуществляющий торговлю на принципах самообслуживания, способный занять лидирующие позиции на рынке розничных продаж данной продукции. Для реа ...
Рынок электронных денег в России
Электронные деньги в России: основные итоги 2009 года Рынок электронных денег в России в 2009 году продемонстрировал высокие темпы роста. По оценке Ассоциации "Электронные деньги" (АЭД), количество россиян, воспользовавшихся "электронными кошельками", составило порядка 20 млн. ч ...
Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
В зависимости от источников формирования финансовые ресурсы предприятия можно разделить на собственные, заемные и привлеченные средства. Источники финансовых ресурсов, как и сами ресурсы, также могут быть: - собственными - представляют собой совокупность финансовых ресурсов компании, сформированных ...