В условиях глобального экономического кризиса, в пучину которого продолжают погружаться практически все экономики мира, государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
В теории налогообложения обычно выделяют три типа налоговой политики современного государства:
1. политика максимальных налогов, по принципу «взять все, что можно»;
2. политика разумных налогов, способствующая максимальному развитию предпринимательства;
3. политика высокого уровня налогообложения при значительной социальной защите населения.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. Налоговая политика находит свое выражение в видах и количестве установленных налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков, налоговых льготах.
В конце 2008 года российские власти приняли решение стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот. В беспрецедентно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», который позволил радикально снизить налоговую нагрузку на организации. В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС.
С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога, которая уменьшилась с 6,5 до 2,5%. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%, то есть минимальная ставка налога составила 16%. Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей.
Был изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за четвертый квартал 2008 года. Эта мера позволила компаниям заплатить авансовые платежи с реальной прибыли, полученной в ноябре-декабре, а не c высокой прибыли третьего квартала.
Амортизационная премия увеличена с 10 до 30%. Компании могут сразу списать в уменьшение налогооблагаемой базы до 30% первоначальной стоимости основных средств. Данная льгота действует в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше трех и до 20 лет, приобретенных после 1 января 2008 года.
Проценты по кредитам можно в большем объеме учесть в расходах. По общим правилам можно уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму процентов, которая не отклоняется от среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале, более чем на 20%. Кроме того, уменьшение возможно на проценты в пределах фиксированных ставок, установленных в Налоговом кодексе. В условиях кризиса многие компании вынуждены привлекать займы по ставкам, превышающим установленные фиксированные ограничения. Для решения этой проблемы предельная величина процентной ставки по долговым обязательствам, которую можно учесть в расходах, для долговых обязательств в иностранной валюте увеличена с 15 до 22%, для долговых обязательств в рублях – с 1,1 до 1,5 ставок рефинансирования ЦБ РФ. Это положение применяется к займам, привлекаемым в период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Расширен перечень расходов на добровольное страхование, уменьшающих прибыль. С 1 января 2009 года в перечень включены расходы на добровольное имущественное страхование, включая страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков, если в соответствии с российским законодательством такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком его деятельности. Эти изменения должны решить проблемы компаний, которые в силу ряда законов обязаны в ходе своей деятельности заключать некоторые виды договоров добровольного страхования. Раньше налоговые органы отказывали в вычете таких расходов. В перечень теперь также включаются расходы на добровольное страхование ответственности по договору, если это является необходимым условием деятельности налогоплательщика в соответствии с международными обязательствами или общепринятыми международными требованиями.
Применение
налогообложения в учреждениях уголовно-исполнительной системы
При налогообложении учреждений уголовно-исполнительной системы применяются правила относящиеся к любому субъекту предпринимательской деятельности. Вместе с тем в Налоговом кодексе, предусмотрены послабления и льготы при осуществлении налогового бремени, исходя из специфических задач этих учреждений ...
Роль и задачи Казначейства в реализации функции распорядителя
государственных средств
Казначейство – это финансовый орган, на который ложатся функции по кассовому исполнению государственного бюджета Украины. Действующая схема исполнения государственного бюджета не обеспечивала системного контроля как за прохождением государственных ресурсов через коммерческие банки, так и за использ ...
Понятие финансового состояния организации и его основные показатели
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовое состояние. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие и эффективность размещения и использования финансовых ресурсов [33, с.98]. Оно отражает такое со ...