Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью и расчетными операциями.
Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 1).
Таблица 1. Типы политики коммерческого кредитования предприятия
|
Тип политики |
Цель |
Направление деятельности |
Возможные последствия |
|
1. Консервативная или жесткая. Риск – минимальный. |
Платежеспособность и рентабельность на заданном уровне |
1. Отсрочка платежа только надежным покупателям. 2. Жесткие условия отсрочки платежа: минимальный размер и сроки, высокая стоимость. 3. Жесткий контроль за дебиторской задолженностью, ее сроками, порядком взыскания. |
Положительные: стабильность объемов, финансового состояния и результатов до определенного момента. Отрицательные: Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности. |
|
2. Умеренный. Риск – умеренный. |
Надежность и стабильность финансовой деятельности |
Традиционная финансовая политика |
Стабильность финансового состояния в течение длительного времени |
|
3. Агрессивная или мягкая. Риск – большой. |
Расширение объема продаж, завоевание рынка |
1. Максимальное расширение отсрочки платежа и предоставления скидки. 2. Льготные условия отсрочки платежа: увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность пролонгирования |
Положительные: Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли Отрицательные: Значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов. |
Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают следующее:
· Сроки отсрочки платежа покупателям. Дифференциация сроков по периодам и покупателям способствует повышению спроса на продукцию;
· Размеры коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям;
· Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после ее отгрузки;
· Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями; определяется, прежде всего, положениями Гражданского кодекса РФ, учитывает покупателей и виды продукции, должен возмещать все виды потерь предприятия;
· Доля отсрочек платежа, оформляемая векселями, и условия векселей; определяется, прежде всего, вексельной политикой предприятия;
· Меры, принимаемые для взыскания просроченной задолженности; от них зависит сумма средств, которые будут использоваться на эти цели, в том числе и на безнадежные долги.
Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:
· Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);
· Просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
· Просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);
· Просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
· Просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
· Просрочка от 360 дней и более (более 1 года).
К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.
Формы реализации мониторинга издержек при капитальном ремонте скважин
Основная задача предприятия — выполнение поставленных технико-экономических показателей. Этого можно достичь только при обеспечении гармоничного развития всех областей деятельности предприятия: техника, технология, персонал, условия труда, оплата труда, стимулирование труда, психологическая атмосфе ...
Понятие, виды и организационно-правовой структуры муниципального образования
в Российской Федерации
Муниципальное право - система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права. Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пыта ...
Анализ финансов предприятия
Полное название предприятия — ФГУП «» Основные виды деятельности — проведение работ по первичной, плановой и внеплановой инвентаризации объектов капитального строительства и их учет в Едином государственном реестре. Предлагаемые услуги — работы по геодезии и землеустройству; топографическая съемка ...