Финансы и экономика » Уплата лесных платежей » Арендная плата и рентные платежи за пользованием лесными ресурсами

Арендная плата и рентные платежи за пользованием лесными ресурсами

Страница 4

1) выделение лесотаксовых районов;

2) деление данных районов по разрядам такс;

3) определение по этим районам рыночных цен на деловые сортименты и дровяную древесину;

4) расчет себестоимости;

5) установление процента рентабельности;

6) расчет минимальной ставки лесных податей.

Можно назвать следующие причины, по которым этот порядок формирования минимальной ставки не реализуется на практике:

1. в основу расчета платежей за лесные ресурсы положены только экономические показатели лесозаготовок без учета особенностей деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, где концентрируется основная масса лесного дохода;

2. при определении платежей издержки лесозаготовительных предприятий устанавливаются как средняя величина, что противоречит самой природе существования ренты, обусловленной обязательным учетом реальных индивидуальных затрат, характеризующих конкретные условия производства;

3. отсутствует правовой механизм, определяющий процедуры предоставления коммерческой или иной информации для выполнения расчетов;

4. отсутствует механизм защиты экономических интересов государства как собственника лесных ресурсов, которые поступают в пользование.

Поэтому действующие, сегодня ставки лесных податей за древесину на корню не отражают ее подлинной рыночной стоимости. Утвержденные, так же как и ЛК РФ, в конце девяностых годов минимальные ставки лесных податей за древесину на корню были полностью сформированы на основе лесных такс, составленных во времена плановой экономики, то есть до проведения рыночных реформ и либерализации цен. Они строились на воспроизводственной (затратной) концепции ценообразования. И если в результате последующей ежегодной индексации уровень минимальных ставок в среднем стал более близок к реальной рыночной стоимости лесных ресурсов, то их дифференциация по регионам отражает эту стоимость искаженно. Ставки лесных податей должны точно указывать на доходность (экономическую доступность) лесных ресурсов в зависимости от их качества и местоположения. Только в этом случае лесопользование будет эффективным, а лесной доход максимально возможным.

Неэффективный механизм взимания платы за лесные ресурсы, наличие многочисленных льгот по платежам и отсутствие заинтересованности в извлечении лесной ренты порождает проблему дефицита средств на ведение лесного хозяйства, стимулирует только сырьевую направленность лесного сектора. За годы рыночных преобразований плата за лес на корню оставалась на столь низком уровне, что ренту, присваиваемую лесопромышленниками, стало уже привычным считать частью предпринимательской прибыли, а не частью лесного дохода.

При этом, по расчетам, размер лесной ренты в доходах лесопромышленников, эксплуатирующих ресурсы, примерно в 6,5 раза превышает фактически исчисленные лесные подати и арендную плату. При этом следует также отметить, что рента присваивается не только лесопромышленниками, но и посредническими организациями. Поэтому для решения экономических проблем лесного сектора, в том числе проблемы платы за лесные ресурсы, необходимы существенные изменения в системе лесоторговых отношений. Одним из таких нововведений может быть создание лесосырьевых бирж в крупных промышленных центрах с условием обязательной продажи на них товарной древесины, производимой всеми лесозаготовителями, что позволит обеспечить большую прозрачность сделок купли-продажи древесного сырья, повысить конкурентность производителей и потребителей, увеличить собираемость налогов и лесных податей[5].

Таким образом, имеются следующие основные причины неудовлетворительного использования лесных ресурсов: несовершенство законодательной базы и экономического механизма лесопользования, общий низкий уровень государственного управления и, как следствие, неудовлетворительное решение вопросов по созданию рыночной инфраструктуры, организации рационального лесопользования, регулированию лесных рынков и финансовых потоков в лесном секторе.

Одним из наиболее широко обсуждаемых предложений по повышению эффективности лесопользования и, как результат, увеличению лесного дохода является необходимость привлечения в эту отрасль иностранных инвестиций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Экономическое содержание НДС
Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на ...

Основные направления налоговой политики РФ на 2010-2012 гг
В период 2010 – 2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы" и "Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов". При этом ...

Подход к управлению налогами на предприятии
Подход к управлению налогами регулируется учетной политикой для целей налогообложения (приложение 3). Налоговая нагрузка на экономику — это доля налогов в ВВП. Этот показатель не сложен в определении — это отношение величины всех поступивших в государственную казну налогов к ВВП. Экономический смыс ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru