Финансы и экономика » Экономическая безопасность Ставропольского края » Угрозы экономической безопасности Ставропольского края

Угрозы экономической безопасности Ставропольского края

Страница 3

Значительную остроту приобретает в настоящее время угроза криминализации экономики. Опасность криминальной, теневой экономики для государства состоит в том, что ее существование уменьшает налогооблагаемую базу и величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей во властные структуры. Обращение огромных финансовых средств вне легальных структур, использование бартера и квази-денег лишают российское правительство возможности применять типичные для современной рыночной экономики методы макроэкономического регулирования деловой активности. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т.д.

Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляющими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской экономики и демократических преобразований, существуют также и угрозы внешние, которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести продовольственную уязвимость России вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания, возможную технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-за отставания России в научно-технической сфере, негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондовых и валютных рынков на еще не окрепший финансовый рынок России, возможную потерю рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье [62], а также опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных военных контингентов, ослабление интеграционных процессов в СНГ. [3]

Преодоление внешних угроз связано с экономическим развитием страны, решением внутриэкономических проблем.

Немаловажным является анализ последствий вступления России в ВТО с позиций экономической безопасности.

В настоящее время общепризнанным является, и это не вызывает сомнений, что Россия должна вступать в ВТО или во всяком случае четко продемонстрировать свое стремление к этому. Вступление в ВТО необходимо, как с общеполитических позиций, являясь гарантией от международной изоляции, так и с позиции участия в процессе глобализации.

Вступление Росси в ВТО не следует сводить лишь к макроэкономическим издержкам, связанным с реструктуризацией российской экономики. Оно окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер наша страна будет испытывать издержки или извлекать выгоды от присоединения к ВТО. В рамках данной работы нас интересуют издержки от вступления России в ВТО на региональном уровне.

Пока глубина проработки региональных аспектов вступления в ВТО явно недостаточна. Фактически все подходы сводятся к фрагментарному наложению карты экономической географии на административно-территориальную карту и констатации того факта, что регионы, не обладающие экспортным потенциалом, встретятся с серьезными проблемами, которые проявятся в первую очередь в том, что облегчится наш экспорт сырья и полуфабрикатов, но при этом производители конечной продукции и продукции машиностроения столкнутся с мощной конкуренцией производителей из Европы и Юго-Восточной Азии и др.

Кроме углубления и без того серьезной проблемы экономической дифференциации в развитии регионов и обострения социальных проблем можно отметить еще один вероятный результат вступления России в ВТО, который нельзя не принимать во внимание, разрабатывая комплекс адаптационных мер. Анализируя вполне предсказуемые последствия, легко заметить, что основной выигрыш от этого шага, связанный с дальнейшим ростом внешнеторгового оборота относительно ВВП, достанется федеральному Центру через механизм взимания таможенных пошлин, сбора НДС с импортируемых товаров. В то же время реальные потери от сокращения объемов производства (налог на прибыль и на фонд заработной платы) лягут на бюджеты регионов. Эта тенденция – общий сценарий, который будет развиваться в течение пяти – семи лет после присоединения России к ВТО. При существующем отношении федерального бюджета и бюджета территорий (63: 37) описанная тенденция поставит регионы в еще более сильную зависимость от Центра и вызовет достаточно мощную перестройку бюджетного процесса. [44]

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Финансовые особенности предприятий различных организационно-правовых форм
Организационно-правовые формы предприятий определяют их финансовые особенности, которые связаны с формированием уставного капитала и разделением финансовых результатов деятельности. Финансовые отношения в полных товариществах базируются на учредительном договоре между индивидуальными предприятиями ...

Фонд социального страхования РФ
Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – ФСС РФ) управляет средствами государстве ...

Особенности организации финансов в государственных учреждениях
Финансы - экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохо ...

Главные категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru