В 1931 году был создан стерлинговый блок, на базе которого во время Второй мировой войны была оформлена стерлинговая зона – крупнейшая валютная зона, на которую приходилось около 1/6 мирового товарного оборота. Стерлинговая валютная зона просуществовала до конца 70-х гг.
В сентябре 1939 г. золотой запас Банка Англии был передан в распоряжение казначейства, откуда он был перенаправлен в США в счет оплаты английских военных заказов. В результате денежная эмиссия в стране утратила связь с золотом и стала полностью фидуциарной (не обеспеченной золотом). Ее единственным обеспечением стали обязательства правительства, а размеры стали диктоваться потребностями платежного оборота и монетарной политикой государства.
С началом Второй мировой войны введены валютные ограничения. Свободный обмен фунта стерлингов на валюту других стран был прекращен (за исключением стран стерлинговой зоны).
Во время Второй мировой войны денежная масса в обращении Англии значительно увеличилась, приспосабливаясь к потребностям финансирования военных расходов государства (в 2,5 раза с 1939 по 1945 гг.). Однако размеры инфляции в Великобритании были значительно ниже, чем в других странах, включая США. Этому способствовали высокая доля налогов в финансировании военных расходов (около 40%), существенная роль накопления стерлинговой задолженности колоний и доминионов, государственный контроль за ценами, рационирование сырья, топлива, продуктов питания.
После Второй мировой войны Великобритания переживает периодические валютные кризисы, сопровождаемые падением курса фунта стерлингов.
Первую послевоенную девальвацию английской валюты на 30,5% было проведено в сентябре 1949 г.; ее золотое содержание снизилось с 3,58 до 2, 488 г., а официальный курс к доллару США – с 4,03 до 2,80 долл. за 1 ф. ст.
Этой мере предшествовала неудачная попытка отменить обмен фунта стерлингов на доллары по текущим операциям в августе 1947 г. В результате через 35 дней после отмены валютные резервы были исчерпаны, резко увеличился дефицит торгового баланса, доверие к фунту стерлингов было подорвано и в 1947-1948 гг. инфляция усилилась. девальвация не решила валютных проблем Великобритании. Валютный кризис повторялся в 1951, 1955, 1958, 1960, 1961, 1964, 1965 гг.
В ноябре 1966 г. проведена вторая послевоенная девальвация на 14,3% и золотое содержание валюты было снижено до 2,13 г, а курс к доллару – до 2,40.
Влияние этих мер на платежный баланс сказался через полтора года – в 1969-1971гг. Великобритания имела большое положительное сальдо по текущим операциям. Благодаря этому в декабре 1971 г. при массовом пересмотре развитыми странами валютных курсов фунт стерлинга к доллару был фактически ревальвирован на 1,57% и установлен на уровне 2,605 долл.
Однако стабилизация фунта стерлингов была недолгой. Резкое ухудшение платежного баланса в 1972 г. вынудило английское правительство установить для своей валюты режим плавающего курса.
В 1976 г. фунт стерлингов снизился на 40% в сравнении с 1971 г.
Кризис доверия к фунту стерлингов привел к тому, что в 1976 г. правительство начало официально проводить политику на ограничение его роли как резервной валюты, что ускорило распад стерлинговой зоны, которая до конца 70-х гг. прекратила свое существование.
С 1977 г. позиции фунта стерлингов относительно укрепились в связи с притоком капиталов в страну. В свою очередь, последний был вызван началом добычи нефти в Северном море. В условиях высоких цен на нефть фунт стерлингов временно приобрел статус "нефтевалюты", привлекательной для иностранных инвесторов.
Эффективность
фискальной политики
Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике. В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики.[25] Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым ...
Анализ изменения структуры расходов фонда
социального страхования РФ
Расходы Фонда предусмотрены – в 2011 году в сумме 456 874 617,7 тыс. рублей или 100,7% к уровню 2010 года, в 2012 году – 496 832 419,1 тыс. рублей, или 108,7% к уровню 2011 года, в 2013 году в сумме 545 056 169,4 тыс. рублей или 109,7% к уровню 2012 года, включая расходы по следующим видам: - на об ...
Задачи и основные направления финансовой политики
Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным собранием, определенные успехи в экономическом развитии в 2000 г. (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия для выборки стратегических и та ...