В первом случае потребность в оборотных средствах определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году. Если на предприятии анализируется оборачиваемость оборотных средств и изыскиваются возможности ее ускорения, то реальное ускорение оборачиваемости в планируемом году необходимо учесть при определении потребности в оборотных средствах. По второй группе оборотных средств, не имеющей пропорциональной зависимости от роста объема производства, потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет. При необходимости можно использовать аналитический и коэффициентный методы в сочетании. Сначала аналитическим методом определяется потребность в оборотных средствах, зависящих от объема производства, а затем с помощью коэффициентного метода учитываются изменения объема производства.
3. Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировки товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями.
Этот метод очень трудоемкий и требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятия, но позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах. Метод прямого счета используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующих предприятий. Главным условием его применения является тщательная проработка вопросов снабжения и производственного плана предприятия. Важное значение имеет стабильность хозяйственных связей, так как периодичность и гарантированность снабжения лежат в основе расчета норм запаса. Метод предполагает нормирование оборотных средств, вложенных в запасы и затраты, готовую продукцию на складе. В общем виде его содержание включает разработку норм запаса по отдельным важнейшим видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых оборотных средств, а также определение нормативов в денежном выражении для каждого элемента и совокупной потребности предприятия в оборотных средствах.
Нормирование оборотных средств непосредственно на предприятии осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществляется разработка длительно действующих норм оборотных средств методом прямого счета по каждому элементу нормируемых оборотных средств (сырье, материалы, топливо и др.). Эти нормы действуют несколько лет. На втором этапе осуществляется ежегодный расчет на основе длительно действующих норм норматива собственных оборотных средств в денежном выражении и определение плановой суммы прироста этого норматива. В процессе нормирования определяют норму и норматив оборотных средств.
К нормируемым относятся средства, вложенные в производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, а также расходы будущих периодов, готовая продукция, находящаяся на складе предприятия. Нормируемые оборотные активы составляют более 80 % оборотных средств предприятий.
Ненормируемые оборотные активы вложены в продукцию, отгруженную потребителю, но еще не оплаченную, оставленную на ответственном хранении у покупателей. В эту группу входят средства в расчетах, денежные средства предприятия. Нормирование данных элементов оборотных средств невозможно из-за непостоянства их состава и потребности в них предприятий. [10, С. 510]
Оценка деловой активности текущих активов
Показатели деловой активности предприятия характеризуют эффективность использования ресурсов и их можно представить в виде системы финансовых коэффициентов оборачиваемости различных статей актива организации. Рассчитаем и проанализируем показатели оборачиваемости оборотных активов ООО «РостИнвестСт ...
Анализ налоговой политики России на современном этапе
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 годов. Предлагаемые М ...
Этапы реформирования налоговой системы
Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Казахстана во время вступления в Таможенный союз, достижения поставленных задач в рамках прог ...