Разложение феодальных отношений, развитие товарно-денежных отноше-ний привело к установлению капиталистических отношений. Последние, безусловно, предполагают развитие налогообложения по законам капитализма. Единственным источником уплаты налогов стала совокупная стоимость вновь создаваемых товаров и услуг, производимая на капиталистических предприятиях. Объектами налогообложения при этом становятся прибыль и заработная плата наемного работника.
Уже в XVIII в. во многих государствах вопросы налогообложения стали решаться на заседаниях парламентов стран. Теория и практика формирования налоговой политики в отдельных странах основывались на теоретическом наследии и накопленном опыте налогообложения в других странах. Другими словами, налоговые системы различных стран все более стали приобретать одинаковые (идентичные) черты.
Россия не являлась исключением. Здесь также налоговые отношения вобрали в себя черты наиболее прогрессивного развития налогообложения, которые складывались под влиянием наступательного развития капитализма как общественно-экономической формации, как способа производства.
После отмены крепостного права (1861 г.) в России были проведены мероприятия по упорядочению финансовой системы. В том числе требовалось сос-тавление смет расходования отдельными ведомствами ассигнуемых из казны средств. В 1863 г. винные откупа были заменены более прогрессивной системой получения казной доходов от реализации алкогольных напитков — винным акцизом. В число основных государственных доходов, наряду с подушной и оброчной податью, вошли такие налоги, как питейный сбор, таможенный сбор, соляной налог, акциз на табак. «Военные ассигнования поглощали около 40% всех расходов, платежи по государственным долгам — около 36%, содержание органов управления — 13%». В целях повышения доходной части государственной казны и для покрытия расходов государства земельный налог был превышен в 1,5 раза, увеличены сборы с городского недвижимого имущества и ставки косвенных налогов на табак, спирт, вино и сахар. Для сокращения бюджетного дефицита, в целях осуществления денежной реформы в 1895—1897 гг., установившей золотой стандарт, были значительно увеличены косвенные налоги напредметы массового потребления, повышение которых продолжалось и в начале XX в. о 1904 г. доля косвенных налогов всех доходов государственной казны составляла свыше 3/2. В их составе на первом месте находились доходы от винной монополии, а среди прямых налогов почти 3/4 их составляли подати, сборы и выкупные платежи.
Косвенные налоги имели основное фискальное значение для налоговой системы России. Наряду с доходами от винной монополии (в 1909— 1913 гг. этот доход составлял 28,6% всех поступлений в государственный бюджет) высокие доходы обеспечивали акцизы на товары массового потребления и таможенные пошлины. Однако налоговая система Российской империи начала XX в. включала в себя отдельные сборы, взимавшиеся в национальных окраинах, которые остались со времен крепостничества. К таким налогам относились оброчная подать с крестьянства и кочевого населения Сибири, Средней Азии, Закавказья; сборы с нерусского населения, например ясак, кибиточная подать. Хотя они уже не определяли ситуацию в налогообложении, но они продолжали существовать как пережиток прошлого.
В годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) существенно сократились поступления от основных источников налогообложения. С введением «сухого закона» в бюджет перестали поступать доходы от винно-водочной монополии. Кроме того, сократились таможенные доходы, поступления от железных дорог и др. Для поправки дел в финансовом хозяйстве государства в 1916 г. был принят Закон о подоходном налоге.[13, стр. 31]
Следует сказать, что Временное правительство, пришедшее к власти после Февральской революции 1917 г., фактически продолжало политику налогообложения царской России. Более того, оно объявило об увеличении ставок подоходного налога и о введении дополнительного единовременного налога на высокие прибыли за 1917 г.
Фонд социального страхования РФ
Указом президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – ФСС РФ) управляет средствами государстве ...
Методика Е.А. Кировой
Е.А. Кирова предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой: 1) сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой на ...
Отчетность по кассовому исполнению государственного бюджета и контроль за
использованием бюджетных средств
Госказначейство составляет годовой отчет о кассовом исполнении государственного бюджета в разрезе доходов и расходов. Годовой отчет об исполнении доходов государственного бюджета составляется согласно бюджетной классификации на основании аналитического учета, который ведется в книге доходов (форма ...