где НН - налоговая нагрузка на организацию;
НП - общая сумма всех уплаченных налогов;
В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ВД - внереализационные доходы.
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик [1].
Согласно методике М.Н. Крейниной, происходит сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - чистая прибыль предприятия. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени, которая показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Основные положения данного подхода следующие:
1) акцизы и НДС не принимаются к рассмотрению как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия.
2) при оценке налоговой нагрузки по косвенным налогам (НДС и акцизам) нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса.
3) сумму налогов следует соотносить с источниками уплаты.
4) общим знаменателем, к которому приводятся все налоги, является прибыль предприятия.
Предлагается исходить из ситуации, когда предприятия вообще не платят налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной [4, с.486].
Налоговое бремя М.Н. Крейнина предлагает рассчитывать по формуле:
где НН - налоговая нагрузка на организацию;
В - сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов;
Р - расходы на производство реализованной продукции (работ, услуг), за исключением непрямых налогов;
ЧП - чистая прибыль, остающаяся в распоряжении субъекта хозяйствования после уплаты налогов.
Однако из приведенной формулы непонятно, что именно включается в состав расходов на производство реализованной продукции (работ, услуг). Если этот показатель базируется на данных бухгалтерского учета, то расходы, не входящие в производственную себестоимость продукции (например, административные и сбытовые расходы), попадут в числитель формулы и таким образом исказят тенденцию влияния налоговых платежей на прибыль предприятия. Если же показатель расходов на производство продукции включает в себя полную сумму издержек, в том числе административные, сбытовые и прочие расходы, то в него попадут также прямые налоги, за исключением налога на прибыль. В результате в расчете показателя налогового бремени будут учитываться только непрямые налоги и налог на прибыль, а это некорректно.
Таким образом, при использовании данной методики следует учитывать, что в показатель расходов на производство продукции должны включаться все расходы, включая административные, сбытовые и прочие, за исключением сумм налоговых платежей.
В этом случае формулу (2) можно представить следующим образом:
где Нобщ - общая сумма налогов.
Стоит отметить, что данная модель явно недооценивает влияние косвенных налогов (НДС, акцизов и таможенных платежей) и предлагает в качестве базы для расчета налогового бремени показатель чистой прибыли, что на практике явно будет приводить к необоснованно завышенному значению величины налоговой нагрузки [4, с.487].
Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М.И. Литвиным; согласно этому подходу понятие налоговая нагрузка включает:
1) количество налоговых платежей;
2) структуру платежей;
Анализ изменения структуры доходов фонда
социального страхования РФ
Таблица 2.1.1. Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб. Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено Доходы бюджета Фонда социального ...
Развитие налогообложения в России
Разложение феодальных отношений, развитие товарно-денежных отноше-ний привело к установлению капиталистических отношений. Последние, безусловно, предполагают развитие налогообложения по законам капитализма. Единственным источником уплаты налогов стала совокупная стоимость вновь создаваемых товаров ...
Налоговая система
Налоговый кодекс Российской Федерации – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в России будет окончательно сформирована единая налоговая система. Налоговая система – это совокупность предусмотренных нал ...