Финансы и экономика » Налоговая политика России на современном этапе » Возможность использования зарубежного опыта налоговой политики в российской практике

Возможность использования зарубежного опыта налоговой политики в российской практике

Страница 3

Возникает и проблема налогообложения людей, живущих в гражданском браке. Однако она, на мой взгляд, может быть разрешена просто на путях жесткой приверженности стандартам законного брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации. К тому же это позволит стимулировать долговременные семейные отношения. Для поощрения браков и укрепления семьи необходимо ввести градацию не только по доходу семей, но и по наличию или отсутствию иждивенцев: маленьких детей, неработающих пенсионеров, находящихся на содержании своих взрослых детей. Таким образом, будет стимулироваться поддержка пенсионеров, рождаемости, более уверенное планирование людьми своих расходов и накоплений [5, С 134].

Введение в качестве объекта налогообложения дохода всей семьи будет всецело направлено на её защиту и позволит обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками с различным составом семей, снижение трудовых и временных затрат на административное обслуживание данного налога. По истечении некоторого времени возможно введение и прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера полученного семейного дохода. На переходном, адаптационном этапе необходимо применение смешанной системы налогообложения, когда применяется налогообложение и дохода семьи, и индивидуальных доходов. При этом физические лица вправе выбрать одну из названных систем налогообложения, которую они предпочтут использовать. Если гражданин будет иметь возможность выбора между указанными способами налогообложения, то это позволит в какой-то мере избежать связанных с налогообложением негативных настроений в обществе.

Одной из мер в реформировании налога на доходы физических лиц должно стать увеличение стандартного налогового вычета до размера прожиточного минимума. Средняя величина прожиточного минимума по всей территории Российской Федерации за II квартал 2008 г. (по состоянию на 19 сентября 2008 г.) составила 4 808,5 руб. Между тем величина данного показателя, как известно, существенно зависит и от конкретного региона страны и от социально-демографической группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Принятие предлагаемой меры вместе с введением нового, так сказать, консолидированного объекта обложения позволит усилить поддержку самым социально уязвимым слоям населения.

Важным представляется и постепенное увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц. На сегодняшний день предусмотрено увеличение имущественного вычета до 2 000000 руб. Конечно, это существенный рост по сравнению с тем. Что было. Но если взглянуть на данные таблицы 3.3, то видно, что установленное увеличение рассматриваемого вычета это все-таки только первый шаг в предлагаемом направлении.

Таблица 3.3 – Средние цены на рынке жилья за I кв.м. общей площади

в среднем по Российской Федерации

Период

Первичный рынок, руб.

Вторичный рынок, руб.

IY квартал 2002 г.

12939,39

11566,00

II квартал 2008 г.

51299,17

54185,76

Используя данные, указанные в таблице, легко можно вычислить, что в IV кв. 2002 г. на 1 000 000 руб. семья смогла бы приобрести квартиру на вторичном рынке площадью 86.5 кв.м., а во II квартале 2008 г. на 1 000 000 руб. – лишь квартиру площадью 19 кв.м., а на 2 000 000 руб. – соответственно квартиру в 38 кв.м. Размер имущественного вычета здесь надо было пересматривать уже давно, т.к. цены на жилую недвижимость за рассматриваемый период выросли значительно и установленные вычеты уже давно не отражают реальной ситуации на рынке жилья. По моим расчетам, на сегодняшний лень имущественный налоговый вычет, исходя из реально складывающихся цен на жилье, должен составить не менее 4 500 000 руб.

Рассматривая вопрос о налоговом механизме решения социальных проблем, важно сегодня затронуть и аспект, связанный с возможной отменой льготной ставки налога на добавленную стоимость в 10% по ряду товаров детского ассортимента и первой необходимости. Сейчас высказываются часто в том смысле, что для создания конкурентных преимуществ нашей экономики и привлечения зарубежного бизнеса в нашу страну необходимо уменьшить ставку по налогу на добавленную стоимость с 18% до 12%. При этом указанную льготную ставку по данному налогу на социально значимые товары часто предлагают отменить. Во-первых, для упрощения расчета налога на добавленную стоимость. Во-вторых, для компенсации выпадающих доходов бюджета при снижении базовой ставки налога на добавленную стоимость с 8% до 12%.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru