Характерной чертой развития современной теории и практики налогообложения в странах - участницах СНГ стала кодификация разрозненных нормативных правовых актов, регулирующих как права и обязанности сторон налоговых правоотношений (налогоплательщиков и налоговых органов), так и процесс налогообложения в этих государствах. Реформы систем налогообложения в странах - участницах СНГ, результатом которых стало издание налоговых кодексов, позволили, во-первых, проанализировать полезность каждого из налогов, во-вторых, сократить общее число налогов и, в-третьих, упорядочить налоги по уровням государственной и местной властей[15].
В Российской Федерации основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации[16] (далее по тексту - НК РФ).
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, уплачиваемых в бюджет в установленном законодательством порядке, можно условно назвать системой налоговых платежей. В российской практике данное определение часто обозначают как «систему налогов и сборов» («систему налогов»), которое необходимо отличать от понятия «налоговая система». Налоговая система - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением, введением и взиманием налогов[17].
По мнению С.Г. Пепеляева, понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом[18].
Российские ученые выделяют в зависимости от государственного устройства три типа систем налогов и сборов: конфедеративный, федеративный и унитарный. Системы налогов и сборов первого типа существуют в Австралии, Бразилии, Германии, Канаде и США. Все эти государства имеют федеративное устройство. Конфедеративные черты имеет система налогов и сборов Швейцарии, где кантоны делегируют часть своих полномочий в части налогообложения конфедерации. В Великобритании, Испании, Италии, Франции, Швеции, Японии и ряде других стран сложились унитарные по своей структуре системы налогов и сборов.
Кроме того, в зависимости от ролей различных видов налогов и сборов, выделяется еще четыре базисных модели системы налогов: англосаксонская, евроконтинентальная, латиноамериканская и смешанная[19].
Федеративное устройство России обусловило закрепление трехуровневой системы налогов и сборов[20].
Система налогов и сборов России урегулирована нормами главы 2 Налогового кодекса РФ.
НК РФ предусматривает лишь одну классификацию налогов и сборов, придавая ей нормативный характер: согласно п. 1 ст. 12 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные. Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие и вводящие налоги, и территория, на которой они уплачиваются[21].
Положения п. 1 ст. 12 НК РФ находятся в системной связи с ч. 1 ст. 5 Конституции, устанавливающей, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Кроме того, нормы, содержащиеся в п. 1 ст. 12 НК РФ, основаны на ч. 3 ст. 75 Конституции, согласно которой система налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом[22].
Особенности организации финансов в государственных учреждениях
Финансы - экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохо ...
Влияние
непрямых налогов на финансово-хозяйственную деятельность предприятия
Практика налогообложения использует несколько видов косвенных налогов - универсальные и специфические акцизы, а также пошлины. Специфические акцизы устанавливаются на ограниченный перечень товаров. Универсальные акцизы возникли в начале нашего века. Они отличаются от специфических тем, что имеют ши ...
Методы и факторы увеличения финансовых ресурсов
Увеличение объемов финансовых ресурсов на предприятии нереально без такого важного фактора, как управления денежными потоками. Поэтому важно в совершенстве овладеть приемами управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами фирмы, так как в нашей стране произошла коренная перестройка прежнего ме ...