Финансы и экономика » Налогообложение учреждений УИС » Понятие налогов, классификация налогов

Понятие налогов, классификация налогов

Страница 3

Фискальная функция налога проявляется через поступление налога в бюджет, или, другими словами, через процесс распределения созданного национального дохода, часть которого в виде налогов аккумулируется в государственных и муниципальных централизованных денежных фондах - бюджетах. Как отмечается в исследованиях проблем российского налогового права, «одной из основных функций налогов и сборов является фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами»[10].

Направленность поступления налога в бюджет позволяет назвать фискальную функцию также казначейской функцией. Полагаем, что определение функции как казначейской является более точным, поскольку четко показывает направление движения налога и место его мобилизации - это государственная и муниципальная казна, неотъемлемой составной частью которой является бюджет.

Казначейская (фискальная) функция является доминирующей в признании того или иного денежного платежа налогом. Денежные платежи в виде налогов поступают в централизованные фонды (бюджеты), через которые они далее перераспределяются согласно целям и задачам их расходования. В противном случае, если плательщик напрямую вносит денежный платеж на счета органов государственной власти и местного самоуправления за оказанные ему государственные или муниципальные услуги, этот платеж не может признаваться налогом, так как не выполняет казначейскую функцию. Выполнение обязательным платежом казначейской функции должно сыграть решающую роль в определении законности его установления государством и правомерности возложения на плательщиков обязанности по его уплате.

Налоги воздействуют на развитие экономики, поэтому считается, что они наделены способностью регулировать социально-экономические процессы в обществе: « .другая функция - регулирующая, ее сущность выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования общественного производства либо для сдерживания отдельных его отраслей, с их помощью может регулироваться потребление населения, его доходы»[11].

В научных работах регулирующая функция налогов довольно часто (и при этом необоснованно) упоминается как экономическая функция: « .проводимые в настоящее время . изменения в налогообложении, нацеленные на упрощение налоговой системы, перенос акцента с фискальной на экономическую функцию налогов, нуждаются в глубоком теоретическом осмыслении и анализе»[12]. Между тем в глубоком теоретическом осмыслении и анализе автором приведенной цитаты нуждаются не изменения в налогообложении, а то, по каким причинам он называет одну конкретную функцию налога экономической, в то время как сам налог является экономической категорией, а следовательно, любая из его функций может называться экономической, в том числе и фискальная.

Но несмотря на это, в исследованиях и более высокого уровня, затрагивающих функции налогов и характеризующих регулирующую функцию налогов как находящуюся во взаимосвязи с фискальной функцией, но применяемую на практике как самостоятельный инструмент влияния на уровень развития социально-экономических отношений, правильное название регулирующей функции без указания причин снова заменяется на экономическую функцию: « .оптимальность налоговой системы заключается не только в балансе ее фискальной и экономической функций»[13]. Встречается и простое искажение названия регулирующей функции авторами, которыми в своих научных работах «выявлена и проанализирована двойная функция налогов и сборов: фискальная и регулятивная»[14].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Способы оценки рисков
Основной задачей оценки рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Предлагается следующий алгоритм оценки рисков, который приведен на рис.1.3. Рис 1.3. Блок-схема комплексной оценки ...

Особенности управления государственным долгом в российских регионах
В широком смысле управление долгом региона - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития региона средств, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых с помощью займов дене ...

Рынок электронных денег в России
Электронные деньги в России: основные итоги 2009 года Рынок электронных денег в России в 2009 году продемонстрировал высокие темпы роста. По оценке Ассоциации "Электронные деньги" (АЭД), количество россиян, воспользовавшихся "электронными кошельками", составило порядка 20 млн. ч ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru