Налог на имущество организаций — важнейший налог в системе имущественного налогообложения в РФ. Он включается в группу региональных налогов, является прямым и пропорциональным. Это важный финансовый рычаг влияния на результаты хозяйственной деятельности организаций и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ [2]. Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является введение нового налога - на имущество организаций, предусмотренного гл.30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ [22].
Общие положения, регулирующие налогообложение деятельности юридических и физических лиц, установлены НК РФ от 31 июля 1998 г. [3]. Согласно этим статьям в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам, в частности относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Впоследствии Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [8] и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" (с изменениями от 29 июля 2004 г.) была введена в действие глава 30«Налог на имущество организаций », которая вступила в силу с 1 января 2004 г.
Помимо норм главы 30 «Налог на имущество организаций», ряд вопросов по налогу на имущество регулируется Конституцией РФ [1], ГК РФ [2], Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [5], ПБУ 6/01«Учет основных средств [13], Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2004 г. «Об утверждении перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями», Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» [10], Законами субъектов РФ (в частности Закон Брянской области «О налоге на имущество организаций» [15], и Закон Брянской области «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» [16]).
Все основные элементы налогообложения, а также порядок исчисления, уплаты налога и авансовых платежей предусмотрены гл.30 НК РФ, а сроки уплаты утверждают законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законы субъектов РФ о налоге могут только уточнять отдельные положения гл.30 НК РФ (если такое право передано Налоговым кодексом РФ региональным законодательным собраниям).
Согласно положениям гл.30 НК РФ законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- определяют ставку налога;
- устанавливают дифференцированные ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества;
- имеют право ввести дополнительные налоговые льготы;
- определяют сроки уплаты налога, а также вправе разрабатывать формы отчетности по налогу.
Кроме того, законы субъектов Российской Федерации могут позволить отдельным категориям налогоплательщиков не вносить ежеквартальные авансовые платежи.
В соответствии с п.2 ст.379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Но п.3 ст.379 НК РФ разрешает законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не указывать отчетные периоды по налогу.
Способы повышения финансовой устойчивости
Поскольку положительным фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным фактором – величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого и кризисного финансового состояний будут: пополнение источников формирования запасов и оптимизация и ...
Анализ развития местной телефонной сети районного узла связи
Анализ развития местной сети связи начинается с анализа данных предоставленных абонентским отделом и данных годового производственного отчета предприятия. Прирост абонентов городской и сельской телефонной связи планируется на основе анализа имеющихся заявок на установку новых телефонов и с учетом с ...
Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой
устойчивости предприятия
Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Не менее важное значение в ...