В России сложилась практика выработки налоговой политики в очередном финансовом году и в последующие 2 года. При составлении бюджета на очередной финансовый год основные направления налоговой политики дают возможность с большей достоверностью запланировать доходную часть федерального и региональных бюджетов. Для субъектов экономической деятельности 3-летняя перспектива изменений в налоговой политике позволяет повысить уровень информационной осведомленности при составлении стратегических и среднесрочных планов.
Методология устранения последствий глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. до сих пор не находит однозначного решения. На 2009-2011 гг. были разработаны основные направления налоговой политики, которые были откорректированы на 2010-2012 гг., а затем на 2011-2013 гг. Ежегодно анализируются фактические результаты воздействия налоговой политики на посткризисную стабилизацию и переход к устойчивому развитию во всех сферах экономики и корректируются те направления налоговой политики, которые не привели к прогнозировавшимся результатам[15].
В условиях бюджетного дефицита сохраняется приоритетное направление налоговой политики по обеспечению финансовой устойчивости в средне- и долгосрочном периоде, сочетанию преодоления последствий кризиса с созданием оптимальных условий для ускорения темпов экономического развития. Развитие современной экономики возможно только при активизации инновационной деятельности. Поэтому налоговая политика должна обеспечить баланс доходов и расходов бюджета и стимулировать инновационную деятельность.
Развитие инновационной активности связано с государственными и частными инвестициями в человеческий капитал. Значительную часть налоговой нагрузки составляли взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые практически лишали возможности предпринимателей нести значительную долю расходов по инвестициям в человеческий капитал. Решение этой проблемы было отражено в налоговой политике 2010 г.
Анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот показал, что их следует устанавливать на определенный период. При изменении условий экономической деятельности предоставление налоговых льгот следует корректировать с учетом достигнутой результативности их применения. Учитывая последствия кризиса, налоговая политика, разработанная в 2009-2011 гг. и откорректированная на 2010-2012 гг., была направлена на совершенствование следующих видов налогов[19]:
- на прибыль предприятий;
- на добавленную стоимость;
- акцизов;
- на доходы физических лиц;
- замену налогов на землю и на имущество физических лиц налогом на недвижимость;
- на добычу природного сырья;
- отмена единого социального налога;
- на транспорт;
- на имущество организаций;
- государственной пошлины.
Кроме того, предусматривалось совершенствование администрирования в налоговой сфере и урегулирование ряда вопросов налогообложения предприятий, занятых в строительстве объектов инфраструктуры.
Совершенствование налога на прибыль предприятий предусматривало:
- приведение в соответствие с мировыми стандартами норм налогообложения, связанных с участием предприятия на рынке ценных бумаг;
- определение порядка оценки сверхнормативных запасов материальных ценностей;
- освобождение от налогообложения дивидендов российских стратегических акционеров независимо от полученной суммы дивидендов.
Совершенствование НДС заключалось в сокращении срока и заявительном порядке возмещения НДС, устранении несущественных оснований для отказа вычета сумм НДС, освобождении ТСЖ от уплаты НДС.
Предусмотрена ежегодная индексация ставок акцизов в соответствии с уровнем инфляции. Повышены ставки акцизов на табачную и слабоалкогольную продукцию, в т.ч. пиво. Устранены схемы уклонения от уплаты акцизов при изготовлении алкогольных напитков с применением спиртсодержащей продукции вместо спирта.
Упрощено декларирование доходов и сдача формы освобождения от налога доходов, полученных физическими лицами от продажи жилых помещений и другого имущества в предусмотренных законом случаях. Оптимизирован порядок взыскания налогов от доходов, полученных физическими лицами в результате операций с ценными бумагами, что способствовало улучшению работы физических лиц на финансовых рынках. Замена налогов на землю и имущество физических лиц налогом на недвижимость проведена с целью тестирования кадастровой оценки недвижимости в РФ[15].
Совершенствование налога на добычу природных ресурсов направлено на предоставление налоговых каникул предприятиям, занимающимся разработкой морских месторождений нефти, оптимизацию налогообложения угледобывающей отрасли с ежегодной индексацией ставок налога и предоставлением налогового вычета на сумму затрат по обеспечению безопасности труда в пределах 30% от общей суммы налога.
Сущность и
образование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
Уровень платежеспособности и устойчивости предприятия зависит от скорости оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, которая характеризует эффективность функционирования организации. Дебиторская и кредиторская задолженности - неизбежное следствие существующей в настоящее время систем ...
Прямые иностранные инвестиции
Приток зарубежных капиталовложений в Россию жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который ...
Пути развития системы НДС в России
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом экономики рыночного типа. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, при которых современная модель налоговой системы сочетает признаки либеральной и социально ориентированной модели. Глобализация мирохозяйст ...