Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Казахстана во время вступления в Таможенный союз, достижения поставленных задач в рамках программ развития и интегрирования казахстанской экономики в мировую экономику.
Налоговая система Казахстана возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном, отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РК был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
В своем становлении казахстанская налоговая система прошла в своем развитии 4 этапа [1]:
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)
В республике функционировали более 40 видов налогов:
1. общегосударственные налоги;
2. общеобязательные местные налоги;
3. местные налоги.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).
В то время количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».
Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).
Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.
Четвертый этап налоговой реформы (с 01.01.2009)
Сейчас в Республике действует новая налоговая система. Был введен в действие Налоговый Кодекс от 01.01.2009 года. Новая налоговая система максимально приближена к международным принципам налогообложения и основана во многом на принципах налогообложения Европейского Союза. И одной из главных подразумевающих целей является привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику.[1]
Также одним из нововведений нового Налогового Кодекса является появление налога на добычу полезных ископаемых. Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV внесены изменения в Налоговый Кодекс, связанные с Таможенным Союзом.
1 этап.
На первом этапе ввиду отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основе использован опыт Российской Федерации. Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, был полностью скопирован с законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству, включающая в себя три группы налогов [2]:
1. общегосударственные;
2. общеобязательные местные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.
Однако, налоговая система большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.[3]
Сущность, формы и
структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные
характеристики
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность его долговых обязательств. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта ...
Основные формы кредита
Форма кредита синтезирует содержание и организацию кредитных отношений. Она определяется по таким функциональным признакам: характер кредитных отношений, объект и сфера кредитования, состав участников (субъектов) кредитной операции, объект и сфера кредитования, инфраструктура реализации, взаимодейс ...
Анализ налогов и сборов
Открытое акционерное общество «Лесосибирский ЛДК №1», является налогоплательщиком и уплачивает ряд налогов и сборов, как в федеральный, так и в региональный и местный бюджет. Деятельность предприятия является прибыльной, что подтверждается отчетом «О прибылях и убытках». Для начала проведем анализ ...