3 этап.
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. В тот период существовало 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно было совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства.
В июле 2001 года был подписан Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), который введен в действие с 1 января 2002 года. При этом сохранилась экономическая основа, заложенная в Законе Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".[8]
Налоговый кодекс – единый кодифицированный документ, включивший в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен ограниченный перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы Казахстана.
Следует отметить, что разработка Налогового кодекса велась в тесном сотрудничестве с экспертами МВФ, ЮСАИД, МЦНИ и других международных организаций. Проводимые международными организациями экспертизы в период написания Налогового кодекса максимально приблизили документ к международной модели и международным принципам налогообложения.[9]
В то же время ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, был гармонично отражен в Налоговом кодексе. В нем предусмотрено 9 видов налогов и 9 платежей, а также 12 видов сборов, носящих разовый характер, уплата которых производится в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков. Основную долю поступления в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные налоги (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей. [10]
В этот период государство не только занималось совершенствованием налогового администрирования крупных предприятий сырьевого сектора, но и реализовывало комплексные шаги по налоговому стимулированию развития обрабатывающих секторов экономики. Так, Правительством Республики Казахстан в 1999-2001 гг. был предпринят ряд мер государственной поддержки отечественных предприятий: введена нулевая ставка НДС на товары собственного производства, до 1 января 2003 года продлены сроки уплаты налогов и штрафных санкций в отраслях машиностроения, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, производства резиновых и пластмассовых изделий, химической промышленности сельхоз товаропроизводителям.[11]
Одна из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.
Историческая хроника налогообложения в Российской Империи
Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и 200 лет. Зарождение науки о налогах началось в первой половине XVI века. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале XVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствован ...
Порядок и условия начала и
прекращения применения УСН
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарн ...
Правовое регулирование финансирования бюджетных учреждений
В ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 24 июля 2008 г.) (далее по тексту БК РФ) определены особенности правового положения бюджетных учреждений[16]. В соответствии с п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ, установлено, что государственное или муниципальное ...