Финансы и экономика » Сравнительный анализ расходов бюджета в социальной и экономической сферах » Принципы осуществления расходов бюджета

Принципы осуществления расходов бюджета

Страница 1

Принципы осуществления расходов бюджета можно разграничить на две группы: экономические и финансово-правовые.

В первой группе расходы бюджета представляют собой распределяющиеся в централизованном порядке денежные средства, в определенной степени служащие выражением экономической роли государства.

Финансово-правовые принципы осуществления расходов бюджета – это «те требования, которым должно соответствовать выделение средств из бюджета государства (муниципальных образований) в режиме расходования, включающие как нормативно закрепленные положения относительно бюджетного процесса и функционирования бюджетной системы в целом, так и экономические характеристики затрат, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах[1]».

Среди принципов, подчиняющих расходование средств бюджета государства и муниципальных образований, можно выделить следующие группы:

а) принципы осуществления бюджетных расходов, соответствующие принципам бюджетной системы в целом:

¾ разграничение расходов между уровнями бюджетной системы;

¾ адресный и целевой характер бюджетных средств;

¾ эффективность и экономность использования бюджетных средств;

¾ общее (совокупное) покрытие расходов;

¾ сбалансированность бюджета;

¾ полнота отражения расходов бюджетов;

¾ достоверность бюджета;

¾ гласность и др. (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ);

б) принципы осуществления бюджетных расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений:

¾ принцип «дополнительности»;

¾ результативность расходов бюджетов;

¾ своевременность финансирования расходов бюджетов;

в) принципы осуществления бюджетных расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно в праве не закрепленные:

¾ законность;

¾ публичность;

¾ обязательность;

¾ рациональность.

Рассмотрим подробнее отдельные принципы осуществления расходов бюджета государства (муниципальных образований). Прежде следует уделить внимание тем принципам расходов бюджета, которые производны от принципов бюджетной системы государства.

Осуществление расходов обуславливается их разграничением между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации – федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (ст. 30 Бюджетного кодекса РФ). В качестве критерия разграничения расходов можно привести принцип дополнительности – возложение на органы власти каждого уровня такого объема расходных полномочий, который они в состоянии выполнить.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что расходование средств бюджета преследует реализацию определенных целей: бюджетные средства выделяются для конкретных получателей бюджетных средств с указанием, куда идет финансирование, на какие конкретные цели, что отражено в бюджетной росписи.

Публичность расходов бюджета заключается в том, что они представляют собой не просто денежные ассигнования, а финансирование деятельности государства и муниципальных образований в лице органов власти и управления, бюджетных учреждений, нацеленное на реализацию задач и функций государства. Содержание принципа адресности и целевого характера бюджетных средств и принципа публичности позволяет судить о важности соблюдения подразумеваемых ими требований для эффективного функционирования бюджетной сферы, а значит, о необходимости формирования режима подконтрольности распределения бюджета.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Понятие финансового состояния и методы его оценки
В науке существует масса определений, что же такое финансовое состояние предприятия. К примеру, Н.П.Любушин определяет финансовое состояние организации как ее способность финансировать свою деятельность [5, c.8]. В рамках данного определения финансовое состояние характеризуется обеспеченностью пред ...

Анализ состава, структуры и динамики пассива баланса
Для более детального структурно-динамического анализа собственного и заемного капитала следует воспользоваться показателями таблицы 8. Таблица 8 Показатели собственного и заемного капитала Показатель, код строки баланса Сумма, тыс. руб. 2006 (на начало) 2006 (на конец) 2007 (на конец) 2008 (на коне ...

Аудит налогооблагаемого оборота при реализации товаров, работ и услуг в условиях рыночной экономики
Облагаемый оборот определяется по стоимости реализованных товаров (отраженной по кредиту счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" и кредит счета 68, субсчет "Расчеты с бюджет ...

Главные категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru