Финансы и экономика » Сравнительный анализ расходов бюджета в социальной и экономической сферах » Принципы осуществления расходов бюджета

Принципы осуществления расходов бюджета

Страница 1

Принципы осуществления расходов бюджета можно разграничить на две группы: экономические и финансово-правовые.

В первой группе расходы бюджета представляют собой распределяющиеся в централизованном порядке денежные средства, в определенной степени служащие выражением экономической роли государства.

Финансово-правовые принципы осуществления расходов бюджета – это «те требования, которым должно соответствовать выделение средств из бюджета государства (муниципальных образований) в режиме расходования, включающие как нормативно закрепленные положения относительно бюджетного процесса и функционирования бюджетной системы в целом, так и экономические характеристики затрат, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах[1]».

Среди принципов, подчиняющих расходование средств бюджета государства и муниципальных образований, можно выделить следующие группы:

а) принципы осуществления бюджетных расходов, соответствующие принципам бюджетной системы в целом:

¾ разграничение расходов между уровнями бюджетной системы;

¾ адресный и целевой характер бюджетных средств;

¾ эффективность и экономность использования бюджетных средств;

¾ общее (совокупное) покрытие расходов;

¾ сбалансированность бюджета;

¾ полнота отражения расходов бюджетов;

¾ достоверность бюджета;

¾ гласность и др. (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ);

б) принципы осуществления бюджетных расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений:

¾ принцип «дополнительности»;

¾ результативность расходов бюджетов;

¾ своевременность финансирования расходов бюджетов;

в) принципы осуществления бюджетных расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно в праве не закрепленные:

¾ законность;

¾ публичность;

¾ обязательность;

¾ рациональность.

Рассмотрим подробнее отдельные принципы осуществления расходов бюджета государства (муниципальных образований). Прежде следует уделить внимание тем принципам расходов бюджета, которые производны от принципов бюджетной системы государства.

Осуществление расходов обуславливается их разграничением между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации – федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (ст. 30 Бюджетного кодекса РФ). В качестве критерия разграничения расходов можно привести принцип дополнительности – возложение на органы власти каждого уровня такого объема расходных полномочий, который они в состоянии выполнить.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что расходование средств бюджета преследует реализацию определенных целей: бюджетные средства выделяются для конкретных получателей бюджетных средств с указанием, куда идет финансирование, на какие конкретные цели, что отражено в бюджетной росписи.

Публичность расходов бюджета заключается в том, что они представляют собой не просто денежные ассигнования, а финансирование деятельности государства и муниципальных образований в лице органов власти и управления, бюджетных учреждений, нацеленное на реализацию задач и функций государства. Содержание принципа адресности и целевого характера бюджетных средств и принципа публичности позволяет судить о важности соблюдения подразумеваемых ими требований для эффективного функционирования бюджетной сферы, а значит, о необходимости формирования режима подконтрольности распределения бюджета.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Международная миграция капитала, как результат глобализации мировой экономики
В ХХ веке и особенно в его второй половине стала широко развиваться одна из форм интернационализации экономики – международная миграция капитала– помещение за границей средств, приносящих доход их собственнику. Миграция (лат. migration – переселение) – вывоз капитала - происходит, когда он может бы ...

Анализ платежеспособности, ликвидности и деловой активности
Проведем анализ платежеспособности (ликвидности) ООО "Ярославский печатный двор". Для этого сначала рассчитаем показатели, определяющие абсолютную ликвидность баланса на конец 2007г. и конец 2009г. Расчет показателей абсолютной ликвидности баланса приведен в таблице 8. Таблица 8 – Расчет ...

Основные причины неуплаты лесных платежей
Общеизвестно, что Россия - одна из богатейших лесами стран мира. Лесной фонд, занимающий площадь более 1 млрд га, составляет 70% территории страны. Запас древесины - около 75 млрд куб. м, а ежегодная возможность потребления - более 500 млн куб. м. Имея такие огромные и, главное, воспроизводимые рес ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru