Финансы и экономика » Единый социальный налог » Ставки социального налога

Ставки социального налога

Страница 1

Под ставкой налога согласно ст. 53 НК РФ понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Шкала ставок единого социального налога, установленная ст. 241 Налогового кодекса РФ, является регрессивной. Уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу. Всего ст. 241 Налогового кодекса РФ предусмотрено шесть ставок, установленных для различных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и признании утратившим силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации с 1 января 2005 года установлены новые ставки налогообложения и новый порядок их применения. Федеральным законом от 22.07.2005 № 117-ФЗ предусмотрены также отдельные ставки для налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам.

Для расчета ЕСН важно учитывать, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплату за налоговый период, в том числе исходя из соответствующей налоговой ставки. При этом большое значение имеет, какую ставку следует применять в каждой конкретной ситуации.

Налоговая ставка является одним из элементов налогообложения наряду с налоговой базой, объектом налогообложения, налоговым периодом, порядком начисления налога, порядком и сроком уплаты налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения [3, с. 76].

Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, предусмотрены четыре шкалы регрессивных ставок:

- для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающих на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в п. 2 ст. 346 Налогового кодекса РФ, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных многочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающим налог по налоговым ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Кодекса);

- для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропро-изводителей организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2008 года ставки, установленные для данной категории налогоплательщиков, вправе применять не все сельхоз-товаропроизводители, а только те, которые отвечают критериям, указанным в п. 2 ст. 346 Кодекса.

Так, ФНС в письме от 30.03.2005 № ГВ-6-05/239 указывала, что целей налогообложения единым социальным налогом следует применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Согласно ст.1 указанного Закона «сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции».

Некоторые налогоплательщики применяли понятие сельхозтоваропро-изводителей, содержащееся в ст. 1 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропро-изводителей», в соответствии с которым – это организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов [11, с. 13].

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Экономическое содержание НДС
Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на ...

Задачи и основные направления финансовой политики
Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным собранием, определенные успехи в экономическом развитии в 2000 г. (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия для выборки стратегических и та ...

Пути развития системы НДС в России
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом экономики рыночного типа. В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, при которых современная модель налоговой системы сочетает признаки либеральной и социально ориентированной модели. Глобализация мирохозяйст ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru