Финансы и экономика » Содержание финансовой политики » Финансовая политика. Содержание финансовой политики

Финансовая политика. Содержание финансовой политики

Страница 3

2) Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики: что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вслед за которым шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через; государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

3) Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.)

Современная финансовая политика России складывалась: в условиях преодоления ограничительных рамок планово-директивной политики СССР. В 1992–1998 гг. она развивалась в рамках так называемой «политики финансовой стабилизации», в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так и субъективного характера, основными причинами которого были:

отсутствие российской теории в области финансового регулирования при «романтической» ориентации на рекомендации МВФ. В рекомендациях предлагалось свести регулирование; экономикой к ограниченному кругу индикаторов (темп инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса (М2) курс рубля и золотовалютные резервы). В действительности этих макроэкономических показателей явно недостаточно. Недооценивались такие показатели, как динамика и структура внутреннего и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность. Такие важнейшие показатели, как занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий при разработке финансовой политики, явно игнорировались;

снижение объемов производства, сужение доходной базы бюджета с соответствующим увеличением налогового пресса на реального производителя привели к хроническому невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов;

частые смены министров финансов и глав правительств; не способствовавшие выработке реальной и предсказуемой финансовой политики;

искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в его прогнозировании, приведшие к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов;

ухудшение в 1997–1998 гг. платежного баланса страны вследствие снижения мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы;

нарастание внутреннего и внешнего долга, его неблагоприятная структура с преобладанием сравнительно «коротких долгов»;

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Классификация расходов бюджета
В финансовой теории и бюджетном законодательстве может применяться целый ряд признаков классификации расходов бюджетов. Классификация расходов бюджетов бюджетной системы может производиться по следующим признакам: ¾ функциональное назначение; ¾ экономическое назначение; ¾ ведом ...

Динамикаисточников формирования капитала за 2007 – 2009 гг
Источник капитала 2007 2008 2009 Абсолютные изменения (+,-) Темп роста, снижения, % Темп прироста, уменьшения, % 2008/ 2007 2009/ 2008 2009/ 2007 2008/ 2007 2009/ 2008 2009/ 2007 2008/ 2007 2009/ 2008 2009/ 2008 Собственный капитал 435022 444291 453056 9269 8765 18034 102,13 101,97 104,15 2,13 1,97 ...

Банковский перевод
Представляет собой поручение одного банка другому выплатить переводополучателю опр. сумму. В м/н расчетах банки зачастую выполняют переводы по поручению своих клиентов. В этих операциях участвуют: 1. перевододатель-должник; 2. банк перевододателя, принявший поручение; 3. банк, осуществляющий зачисл ...

Главные категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru