Стратегические решения основываются на результатах анализа экономической информации за достаточно длительный период времени (квартал, год, несколько лет). Стратегические решения связаны с разработкой и внедрением мероприятий, приводящих к кардинальным качественным изменениям в деятельности организации и управлении им. К ним относятся мобилизация материального и трудового потенциала предприятия, изменение структуры производства и предприятия в целом, реализация инвестиционных программ.
Таким образом, управленческий учет - это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках предприятия обеспечивает его управленческие службы информацией, используемой для планирования и экономического анализа себестоимости продукции. Управленческий учет включает сбор, подготовку и передачу информации, необходимой для экономического анализа в целях разработки и принятия управленческих решений, направленных на выполнение плана по себестоимости и мобилизации внутрихозяйственных резервов ее снижения. Частью управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и экономический анализ данных об отклонениях от бизнес-плана или от предыдущего года.[8]
Экономический анализ как самостоятельная функция в системе управления затратами решает следующие основные задачи:
- оценку обоснованности бизнес-плана по себестоимости продукции;
- выявление факторов и причин, оказавших влияние на изменение себестоимости продукции;
- выявление и мобилизацию резервов снижения себестоимости продукции; подготовку и обоснование управленческих решений по эффективному использованию производственных и финансовых ресурсов с целью снижения себестоимости и повышения конкурентоспособности выпущенной продукции.
Цель субъектов экономического анализа себестоимости продукции - дать максимально обоснованную и точную оценку достигнутого уровня в эффективности затрат на производство продукции и определить перспективы дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Субъектами анализа в данном случае выступают внешние и внутренние пользователи результатов анализа, непосредственно заинтересованные в эффективности затрат на производство продукции. Экономический анализ себестоимости продукции включает следующие этапы:
- обоснование системы показателей, норм и нормативов, с помощью которых будет проводиться анализ;
- определение состава и классификация факторов по группам и направлениям с целью изучения причин, обусловивших изменения в себестоимости, построения схем взаимосвязей между обобщающим и частными показателями себестоимости;
- выбор методов анализа себестоимости продукции: сравнение, элимирование, индексный метод и др.;
- обеспечение сопоставимости изучаемых показателей.[9]
Основные приемы (методы) анализа, рекомендуемые стандартами, сводятся к следующему:
- чтение отчетности, анализ абсолютных и относительных показателей себестоимости методом сравнения;
- вертикальный анализ, т.е. изучение структуры, изучение обобщающего показателя в разрезе частных;
- горизонтальный анализ;
- трендовый анализ;.
- анализ по технико-экономическим факторам или факторный анализ.
В процессе экономического анализа по факторам выявляются причины отклонений от утвержденных норм и нормативов фактических показателей себестоимости от плана или предшествующих периодов. При этом важно выявить не только причину отклонения, но и подготовить управленческое решение по устранению негативных причин. Экономический анализ при таком подходе является основным инструментом обоснования управленческих решений по снижению себестоимости продукции или приведению ее в соответствие с установленными нормами и нормативами.
Выводы. В первой главе рассмотрены сущность и структура издержек предприятия, порядок их формирования в процессе хозяйственной и производственной деятельности предприятия. Представлены существующие методы управления издержками предприятия. На основе первой главы можно сделать вывод, что затраты в процессе деятельности предприятия оказывают влияние, практически, на все его финансово-экономические показатели, а следовательно, от издержек производства и хозяйственной деятельности организации зависит ее успешность и конкурентоспособность. Для оптимизации затрат предприятия необходимо провести их полный анализ, который приведен в следующей главе.
Анализ состава,
структуры и динамики показателей отчета о прибылях и убытках
Исходные данные, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, необходимо преобразовать в удобную для анализа табличную форму, агрегировать, объединить в логические группы и т.п. Таблица 21 Показатели отчета о прибылях и убытках Показатель / год 2006 2007 2008 2009 1. Доходы – всего 1842 32507 68651 ...
Анализ единого
сельскохозяйственного налога
Дадим оценку различным показателям, характеризующим систему налогообложения сельскохозяйственных предприятий в Астраханской области. На наш взгляд, все расчёты, касающиеся налогообложения, необходимо проводить в двух вариантах: с учётом сумм НДФЛ и без учёта данного налога. Согласно российскому зак ...
Участники операции фьючерс
Фьючерсные операции представляют собой куплю-продажу активов по фиксируемой в момент заключения сделки цене с исполнением операции через определенный промежуток времени. Данная купля-продажа осуществляется на основе подписания фьючерсного контракта, или фьючерса. Фьючерс, или фьючерсный контракт - ...