Финансы и экономика » Налоговая политика России на современном этапе » Проблемы налоговой политики в России

Проблемы налоговой политики в России

Страница 1

Налоговые проблемы в их многообразных проявлениях сегодня стали предметом повышенного внимания со стороны и высшего политического руководства страны, и научной общественности, и налоговиков на всех уровнях российской власти, и хозяйствующих субъектов.

Предстоит серьезная работа по реальному осуществлению намеченных мер налоговой политики России, исследовательской проработке все еще дискуссионных налоговых проблем, содержательному наполнению существующих форм налоговых отношений, внедрению новых и закреплению в отечественной налоговой практике оправдавших себя способов и механизмов налогообложения с учетом и критическим заимствованием зарубежного налогового опыта.

За сравнительно короткий промежуток времени с начала 1990-х годов до сегодняшних дней налоговая система России прошла несколько этапов развития. Радикальные преобразования в экономике были невозможны без реформирования и отладки налоговой системы [1, С 30].

Важно отметить, что для новейшей истории становления российской налоговой системы характерно было то, что многие проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. При принятии экономических решений нередко превалировали политические эмоции. Новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Это и вопросы налогообложения прибыли, доходов работников, косвенных налогов. Было велико желание чрезмерного повышения уровня налогов с целью быстрого решения экономических и социальных проблем. Как известно, эти попытки не увенчались успехом. С течением времени пришло понимание необходимости взвешенного подхода к формированию налоговой системы, отхода от идеи «больших скачков», особенно неприемлемых для экономики переходного периода.

В ходе модернизации налогов в 2002-2006 гг. многие из них были приведены в соответствие с экономическими реалиями – был снижен уровень многих налогов; введен налог на добычу полезных ископаемых (заменивший плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат); серьезные шаги были предприняты в направлении совершенствования налогового администрирования. Все это способствовало улучшению налогового климата в стране, благоприятно сказалось на сборах налогов. Достаточно отметить, что поступления администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему, включая государственные внебюджетные фонды, возросли в 2007 г. по отношению к предыдущему году на 27,8%, а за первые 4 месяца 2008 г. соответственно на 50,8%.

Вместе с тем в нашем обществе не утихают дискуссии по вопросам дальнейшего реформирования налоговой системы – снижения налогового бремени, гармонизации налогов, учета факторов глобализации. Все это стимулирует проведение дискуссий по налоговой проблематике, уточнение роли и места налогов в обществе, их настройки с учетом процессов глобализации.

С начала внедрения в российскую практику налога на добавленную стоимость не утихают споры о целесообразности его использования, механизме его изъятия, уровне ставок, льготах и т.п. [1, С 32]

Внедрение налога на добавленную стоимость в практику хозяйствования в начале 1990-х годов было вполне логичным. Для советской экономики одним из главных источников бюджетных доходов был налог с оборота, который в структуре государственных доходов составлял в 1940 г. 60%, а в 1990 г. – около 20%. Следует подчеркнуть, что налог с оборота был не только одним из важных источников доходов бюджета, но и существенным элементом плановых цен. Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям возникла проблема поиска альтернативы налогу с оборота. Предлагались различные варианты – расширение практики использования акцизов, повышение ставок подоходного налога и налога на прибыль, введение налога с продаж.

Анализ всех вариантов альтернативы налогу с оборота и тенденций развития налоговых систем зарубежных стран показал, что единственно правильным решением было введение налога на добавленную стоимость. Последний играл и играет важную роль как источник доходов бюджета. Так, в 2007 г. налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, составил 1390,4 млрд. руб. и возрос по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза. За более чем 15-летний период использования этого налога его ставка снизилась с 28% до 18%, упорядочен механизм сбора, неоднократно уточнялись льготы. Думается, что попытки отдельных ученых и специалистов заменить налог на добавленную стоимость налогом с продаж нецелесообразны.

Практика использования налога на добавленную стоимость в зарубежных странах, особенно в кризисные периоды, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности, выражающейся в соответствующей бюджетной его результативности. Среди преимуществ данного налога отметим и относительную простоту его сбора, широкую и весьма стабильную налоговую базу. Немаловажно и то, что налог этот представляет собой важный экономический инструмент регулирования экономики, играет существенную роль в процессе экономической интеграции, прежде всего, европейских стран. Не случайно налог на добавленную стоимость стал первым налогом, с которого началась реальная унификация и гармонизация национальных налоговых систем, кроме того, он – активный рычаг формирования доходной базы бюджета Евросоюза. Подчеркнем, что одним из условий вступления в последний является наличие рассматриваемого налога в национальной налоговой системе, а главным источником доходной базы бюджета сообщества выступают именно отчисления от налога на добавленную стоимость.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Налогообложение малого и среднего бизнеса
За годы реформ создан целый ряд законов, указов Президента и постановлений правительства, а также законодательных актов субъектов Федерации, которые так или иначе формировали и уточняли правовое поле российского малого и среднего бизнеса. Важнейшим среди них является закон «О государственной поддер ...

Организации, не подлежащие переводу на ЕНВД
На основании п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Мо ...

Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость организации – это такое состояние ее финансовых ресурсов, их распределения и использования, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста капитала и прибыли при сохранении кредитоспособности и платежеспособности в условиях допустимого уровня риска [7, с.109]. Цел ...

Главные категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru