Таким образом, органы Федерального казначейства, представляя интересы государства,
берут под контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств,
выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования.
Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших элементов бюджетных правоотношений. На этой стадии бюджетного процесса происходит, с одной стороны, сбор в бюджет запланированных на конкретный финансовый год налоговых и неналоговых доходов, а с другой – распределение имеющихся (собранных) бюджетных средств между их получателями, в результате которого и осуществляется запланированное финансирование деятельности государства и органов местного самоуправления (в лице их органов и структур).
Исполнить бюджет - значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и профинансировать все запланированные им расходы. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса означает мобилизацию всех запланированных по бюджету доходов и финансирование предусмотренных расходов.
В соответствии со ст. 215 БК в России установлено в качестве приоритетного казначейское исполнение бюджета. При этом организация исполнения и исполнение бюджета, управление его счетами и средствами возложены на органы исполнительной власти. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы России должны исполняться казначейским способом на основе принципа единства кассы. В современных условиях этот принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами России в соответствии с российским законодательством.
Главным принципом исполнения федерального бюджета становится отражение всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства РФ. Осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства РФ, запрещается законодательством.
Для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов: лицевой счет, предназначенный для учета доведенных главному распорядителю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и распределению их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении; лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета; лиицевой счет, предназначенный для учета доведенных иному получателю средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, а также кассовых расходов, произведенных иным получателем средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета.
Органы федерального казначейства для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывают в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке с заключением договора банковского счета, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации - лицевые счета на балансовом счете N 40503 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» с отличительным признаком «1» в четырнадцатом разряде номера лицевого счета.
Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и расходование которых установлено законодательными актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами (уставами) получателей средств гражданско-правовыми договорами (внебюджетные средства). Лицевой счет для учета операций со средствами, полученными клиентом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете операций по поступлению и расходованию внебюджетных средств (лицевой счет по учету внебюджетных средств).
Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой
устойчивости предприятия
Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Не менее важное значение в ...
Возможность использования зарубежного опыта налоговой политики в российской
практике
подоходный налоговая политика Социальная функция – одна из основных функций российского государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по предпринимаемым им усилиям. Главный смысл этой функции государства – устранение или смягчение существующей и по возможности предупреждение назревающей с ...
Проблемы и пути совершенствования Фонда социального
страхования РФ
В условиях рыночных преобразований особое место занимают проблемы социального обеспечения граждан. Социальное обеспечение связано с защитой со стороны общества в лице государства от рисков потери трудоспособности и безработицы, потери кормильца. Социальное страхование выступает одним из методов так ...