Финансы и экономика » Муниципальное образование и его ресурсы » Источники муниципального права

Источники муниципального права

Страница 1

Систему источников муниципального права составляют:

· 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации:

· Конституция Российской Федерации;

· федеральные законы, среди которых основными в настоящее время являются:

· Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с последующими изменениями, в ред. от 04.08.2000 № 107- ФЗ);

· Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.06.98 № 85-ФЗ);

· указы Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента РФ "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" от 11 июня 1997 г. № 568; Указ "О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации" от 22 октября 1998 г. № 1281;

· постановления Правительства Российской Федерации, такие, как Постановление "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" от 15 декабря 1999 г. № 1394.

2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

· законы субъектов Российской Федерации, прежде всего конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и уставы других субъектов РФ, а также законы о местном самоуправлении (например, в Красноярском, Приморском краях, Новосибирской, Томской, Тюменской областях); об организации местного самоуправления (в Волгоградской, Нижегородской, Читинской областях и др.) или об основах местного самоуправления (в Алтайском крае);

· нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

· 3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:

· уставы муниципальных образований;

· решения, принимаемые непосредственно населением (на местном референдуме);

· нормативные акты органов местного самоуправления.

Следует также подчеркнуть, что составной частью источников муниципального права России является также ратифицированная нашей страной в 1998 г. Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г., установившая общие для всех стран-членов Совета Европы принципы организации власти на местах. В настоящее время российская правовая наука признает муниципальное право самостоятельной правовой отраслью. Все исследователи подчеркивают специфику муниципального права. Во-первых, отмечается, что муниципальное право имеет комплексный характер, поскольку регулирует осуществление властных полномочий во всех сферах местной жизни - от бюджетно-финансовой до охраны общественного порядка и потому объединяет нормы других отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского и т.д.), относящиеся к местному самоуправлению. Во-вторых, специфика муниципального права заключается также и в том, что его основу составляют не только правовые нормы, принятые государственными органами, но и нормы саморегулирования, принятые местным населением непосредственно, а также органами местного самоуправления.

1.1.2 Предмет муниципального права

Как любая другая правовая отрасль, муниципальное право имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предметом муниципального права являются общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления. Понятие местного самоуправления определено в ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций". Таким образом, местное самоуправление:

· осуществляется либо населением непосредственно (путем прямого волеизъявления - на местном референдуме, на собраниях, сходах граждан, на выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, на митингах, шествиях, демонстрациях и т.д.), либо органами местного самоуправления и их должностными лицами;

· осуществляется самостоятельно и под собственную ответственность: местное самоуправление представляет собой особый вид власти, независимой ни от законодательной, ни от исполнительной ветвей государственной власти, отвечающей за свою деятельность лишь перед местным населением и подчиняющейся только требованиям закона;

· направлено на решение вопросов местного значения, которыми признаны вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, определенные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

· должно действовать в интересах местного населения, с учетом местных традиций - местное самоуправление выделено из системы государственного управления для того, чтобы точнее выявить, учесть, отразить и защитить местные интересы, имеющие собственную специфику по сравнению с региональными и общегосударственными интересами.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Лизинг в сфере АПК как специфическая форма материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей
Как уже отмечалось, высокий уровень износа сельскохозяйственных машин и оборудования показывает, что традиционный амортизационный механизм обновления основных средств не способен выполнить инвестиционную функцию в АПК, поскольку сроки службы сельскохозяйственной техники превышают нормативные, а амо ...

Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита
По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме всех государственных доходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Когда доходы бюджета превышают его расходы - это называется профицитом, обратное с ...

Бухгалтерский учёт, налогообложение и правовое регулирование при едином сельскохозяйственном налоге
Совмещение различных направлений в сфере действия ЕСХН является главным фактором его существования и применения в деятельности настоящих и потенциальных налогоплательщиков. Ранее налоговое законодательство современной России не знало подобного налогового режима, хотя сельскохозяйственный налог в СС ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru