Финансы и экономика » Бюджет - центральное звено бюджетной системы » Бюджетное устройство

Бюджетное устройство

Страница 2

Для рассмотрения государственного бюджета, других финансовых актов каждая палата законодательного органа имеет специальные комитеты, действующие в течение всего срока полномочий парламента. Права таких комитетов определяются бюджетными правами законодательного органа. Во многих странах на случай возникновения проблемных вопросов создаются специальные комиссии из представителей правительства и законодательного органа.

Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В развитых странах, как правило, законодательный орган либо вообще лишен бюджетной инициативы, либо она имеет крайне ограничительный характер. Так, во Франции члены парламента, если они не являются одновременно и членами правительства, не имеют права вносить изменения, приводящие к увеличению предусмотренных расходов или введению новых налогов. Введение программно-целевого метода составления проекта бюджета сокращает круг вопросов, подлежащих рассмотрению законодательным органом.

Из этого общего правила есть исключение. В частности, в США в результате закона, принятого в 1974 г. конгресс обладает бюджетными правами, аналогичными правам исполнительной власти. Палата представителей и сенат могут "перекраивать" бюджет в сторону увеличения или уменьшения отдельных статей доходной и расходной частей федерального бюджета.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в разных странах различна, различны и сроки, в течение которых она должна быть завершена. Во Франции, например, она составляет 70 дней, по истечении этого срока право утверждения бюджета переходит к правительству. После утверждения законодательным органом бюджет поступает на подпись главы государства, в США - президента, в Великобритании - королевы. В случае наложения veto на законопроект о бюджете он возвращается в парламент для повторного рассмотрения.

В других странах при возникновении разногласии между парламентом и правительством может быть поставлен вопрос о доверии правительству либо последнему могут быть даны чрезвычайные полномочия по утверждению бюджета. Возможен и вариант роспуска парламента, тогда бюджет рассматривает и утверждает новый состав парламента.

Законодательство практически всех современных государств не исключает непринятие бюджета до начала нового бюджетного (финансового) года. В таком случае, как правило, действует принцип разрешения правительству использовать расходы в пределах сумм. сложившихся в соответствующие периоды прошлого года.

Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит исполнению в течение года. В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы, субъекты хозяйствования. Однако главная роль принадлежит министерству финансов. В исполнении бюджета важное значение имеет кассовое исполнение - организация сбора бюджетных средств, порядок выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная.

Последние десятилетия характеризуются расширением прав руководителей центральных финансовых ведомств страны при исполнении бюджетов. Так, в ФРГ министр финансов пользуется правом урезать установленные законодательным органом расходы, изменять утвержденные бюджетные назначения, переносить ассигнования на следующий год.

Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета, последний составляется министерством финансов и утверждается законодательным органом.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Исторические аспекты местного налогообложения
Местные налоги возникли еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины. История развития местных налогов в России берет свое начало в XV веке. Именно тогда возникает двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящ ...

Оперативный учет и контроль издержек по центрам финансовой ответственности
В целях недопущения перерасхода лимитов, утверждённых приказом № 1 по предприятию, и оперативного контроля над расходами в Азнакаевском УПНП и КРС внедряется следующая схема работы: Оперативный учет и контроль по центрам финансовой ответственности «ЦФО» (отдел или служба, курирующая статьи расходов ...

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (место жительства) заявление. При этом организаци ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru