Финансы и экономика » Бюджет - центральное звено бюджетной системы » Понятие бюджета и бюджетирования

Понятие бюджета и бюджетирования

Страница 1

Бюджет, как определил его известный английский политик Гладстон, это не просто совокупность арифметических действий, он тысячами способов способствует процветанию граждан, достижению согласия между классами, усилению могущества государства.

Бюджет всегда был и остается элементом организации управления обществом и государством. Бюджет является важнейшим правительственным документом, отражающим приоритеты, которым принимающиеся на государственном и региональном уровне решения отдают предпочтение. Эту мысль можно выразить в следующих словах: "Покажите мне бюджет государства, и я скажу, кому и чему оно отдает предпочтение".

Государственный бюджет имеет четыре основных признака:

Он является политическим инструментом, посредством которого ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферой.

Бюджет есть инструмент управления и администрирования. Специфическими средствами органы управления используют бюджет для обеспечения финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств. В ходе бюджетного процесса, по крайней мере раз в году, есть возможность заметить и отдачу от этих средств.

Бюджет есть экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распределителя доходов, стимулирования экономики, достижения полной занятости, ограничения инфляции.

Бюджет есть инструмент учета, посредством которого проверяется, насколько аппарат управления осуществляет контроль, над расходами и доходами.

В реальной жизни все вышеуказанные признаки самым тесным образом переплетаются. Их выделение имеет смысл исключительно в научных целях.

Наиболее устоявшимся есть определение бюджета как основного финансового плана государства на годичный период. Развитие этой мысли в правовом направлении требует следующего дополнения, плана: который разрабатывается исполнительной властью и представляется для рассмотрения и утверждения законодательной властью. Финансовый план в юридическом отношении есть документ, который в процессе трансформации из проекта в обязательный для исполнения документ приобретает форму закона. Каждое из приведенных понятий: план, документ, закон имеет собственные определения, обозначая, в принципе, один и тот же феномен. В бюджетной практике они используются в конкретных случаях.

Многоаспектные категории бюджет предопределяет исключительную важность разработки теории бюджета.

Всякая теория начинается с аксиоматичных понятий. Относительно теории бюджета представляется обоснованным начинать с ответов на следующие два вопроса: почему энная сумма денег ассигнуется субъекту А., а не субъекту Б? Чем руководствуется государство, изымая у владельца энную сумму в виде налогов? Обоснованность такой постановки вопросов обусловлена тем, что. во-первых, самым распространенным и наиболее точно определяющим сущность бюджета является представление о нем, как о резервуаре, в который, с одной стороны, устремляются денежные потоки, а с другой - тысячами ручьев вытекают. Во-вторых, даже в идеале трудно представить себе государство, которое способно полностью удовлетворить потребности в финансовых ресурсах. Принимающие решения в области государственных финансов всегда поставлены перед дилеммой, как лучше распределить ограниченные средства.

Государственные органы должны исходить из необходимости финансирования производств, имеющих общегосударственное значение, определения приоритетов в государственном финансировании и обеспечения экономической стабильности. Определенные для данного периода конкретные показатели, выражающиеся в статьях доходов и расходов бюджета, всегда являются предметом для дебатов.

Применяемое для выражения этого феномена определение "бюджетный процесс" некорректно по двум причинам. Во-первых, законодательно ("Закон о бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах") определено понимать под бюджетным процессом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. В данном определении практически отсутствуют указания о компетенции участвующих в принятии решений, их взаимоотношениях. Во-вторых, за пределами этого определения остается сфера принятия решений по внебюджетным фондам.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Сущность и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения
Упрощенная Система Налогообложения – один из четырех видов Специальных Налоговых Режимов, использующихся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, позволяющий добровольно перейти на уплату единого налога (глава 26.2 НК РФ). Применение упрощенной системы налогообложения организациями ...

Оценка лизинговых продуктов на финансовом рынке
Сегодня перед многими российскими компаниями (особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса) стоит проблема поиска и привлечения инвестиций для дальнейшего развития. Частично данная потребность компенсируется за счет кредитования. Однако не секрет, что возможности взять кредит у некру ...

Определение налоговой базы по налогу
Объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на балансе предприятия в качестве объектов основных средств. Таким образом, в нашем случае это транспортные средства, прочее оборудование, инвентарь. Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитны ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru