Финансы и экономика » Бюджет - центральное звено бюджетной системы » Понятие бюджета и бюджетирования

Понятие бюджета и бюджетирования

Страница 1

Бюджет, как определил его известный английский политик Гладстон, это не просто совокупность арифметических действий, он тысячами способов способствует процветанию граждан, достижению согласия между классами, усилению могущества государства.

Бюджет всегда был и остается элементом организации управления обществом и государством. Бюджет является важнейшим правительственным документом, отражающим приоритеты, которым принимающиеся на государственном и региональном уровне решения отдают предпочтение. Эту мысль можно выразить в следующих словах: "Покажите мне бюджет государства, и я скажу, кому и чему оно отдает предпочтение".

Государственный бюджет имеет четыре основных признака:

Он является политическим инструментом, посредством которого ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферой.

Бюджет есть инструмент управления и администрирования. Специфическими средствами органы управления используют бюджет для обеспечения финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств. В ходе бюджетного процесса, по крайней мере раз в году, есть возможность заметить и отдачу от этих средств.

Бюджет есть экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распределителя доходов, стимулирования экономики, достижения полной занятости, ограничения инфляции.

Бюджет есть инструмент учета, посредством которого проверяется, насколько аппарат управления осуществляет контроль, над расходами и доходами.

В реальной жизни все вышеуказанные признаки самым тесным образом переплетаются. Их выделение имеет смысл исключительно в научных целях.

Наиболее устоявшимся есть определение бюджета как основного финансового плана государства на годичный период. Развитие этой мысли в правовом направлении требует следующего дополнения, плана: который разрабатывается исполнительной властью и представляется для рассмотрения и утверждения законодательной властью. Финансовый план в юридическом отношении есть документ, который в процессе трансформации из проекта в обязательный для исполнения документ приобретает форму закона. Каждое из приведенных понятий: план, документ, закон имеет собственные определения, обозначая, в принципе, один и тот же феномен. В бюджетной практике они используются в конкретных случаях.

Многоаспектные категории бюджет предопределяет исключительную важность разработки теории бюджета.

Всякая теория начинается с аксиоматичных понятий. Относительно теории бюджета представляется обоснованным начинать с ответов на следующие два вопроса: почему энная сумма денег ассигнуется субъекту А., а не субъекту Б? Чем руководствуется государство, изымая у владельца энную сумму в виде налогов? Обоснованность такой постановки вопросов обусловлена тем, что. во-первых, самым распространенным и наиболее точно определяющим сущность бюджета является представление о нем, как о резервуаре, в который, с одной стороны, устремляются денежные потоки, а с другой - тысячами ручьев вытекают. Во-вторых, даже в идеале трудно представить себе государство, которое способно полностью удовлетворить потребности в финансовых ресурсах. Принимающие решения в области государственных финансов всегда поставлены перед дилеммой, как лучше распределить ограниченные средства.

Государственные органы должны исходить из необходимости финансирования производств, имеющих общегосударственное значение, определения приоритетов в государственном финансировании и обеспечения экономической стабильности. Определенные для данного периода конкретные показатели, выражающиеся в статьях доходов и расходов бюджета, всегда являются предметом для дебатов.

Применяемое для выражения этого феномена определение "бюджетный процесс" некорректно по двум причинам. Во-первых, законодательно ("Закон о бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах") определено понимать под бюджетным процессом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, которое представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней. В данном определении практически отсутствуют указания о компетенции участвующих в принятии решений, их взаимоотношениях. Во-вторых, за пределами этого определения остается сфера принятия решений по внебюджетным фондам.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Современная уголовно-исполнительная система
В настоящее время УИС представляет собой сложную, разветвленную структуру, которая с августа 1998 года функционирует в рамках Министерства юстиции РФ. Помимо основных, пенитенциарных, функций система занимается производственной, оперативно-розыскной деятельностью, санитарно-профилактической работой ...

Проблемы повышения эффективности перераспределительных процессов
В условиях роста ВВП в странах с утверждающейся рыночной экономикой создается иллюзия, что налоговая система адекватна экономико-институциональной среде, и лишь либеральные налоговые реформы могут способствовать улучшению динамики экономического развития. Причем все большее расширение базы налогооб ...

Стратегия развития налоговой службы Республики Казахстан
Миссия Обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществление налогового контроля за исполнением налогоплате ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru