Финансы и экономика » Сравнительный анализ расходов бюджета в социальной и экономической сферах » Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере

Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере

Страница 1

Решение стратегической задачи обеспечения ускоренного экономического роста и удвоения к 2010 г. ВВП невозможно без повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени социальной защищенности наиболее нуждающихся слоев населения и повышения результативности бюджетных расходов. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Важную роль в реализации такой политики играет эффективная расходная политика государства и органов местного самоуправления в социальной сфере.

В финансовом механизме реализации расходной социальной политики по-прежнему преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится огромная сеть бюджетных учреждений, но цели ее функционирования, критерии оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. В практике выполнения социальной функции государства преобладают «социалистические» принципы, которые явно не соответствуют требованиям рыночной экономики. Необходимо помнить о том, что бюджетные ресурсы являются источником финансового обеспечения процесса предоставления определенного объема и качества социальных общественных благ – основной цели функционирования социальной сферы. Поэтому процесс реформирования последней в условиях рыночной экономики должен начинаться с определения цели, планирования результата, критериев оценки и способов обеспечения эффективности достижения цели для перехода на качественно новый уровень финансирования и функционирования социальной сферы.

Совершенствование механизма финансирования социальной сферы необходимо осуществлять комплексно, что невозможно без учета всех проблем, которые влияют на финансовый механизм в данной сфере. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм, объединены в четыре крупные группы: историко-психологические, политические, финансовые, институциональные.

К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг:

1) население, особенно возрастная его часть, в настоящий момент психологически не готово к переходу на новый механизм получения социальных услуг, поскольку на протяжении ряда поколений вырабатывалась привычка рассчитывать в данном вопросе на государство. Социальное обеспечение считается чем-то само собой разумеющимся;

2) привычка полагаться на государство привела к тому, что население просто не видит социальных рисков, до тех пор, пока они не наступят;

3) некоторая часть населения не готова к приобретению социальных услуг, даже не столько из-за нехватки финансовых ресурсов, сколько из-за отсутствия навыков и опыта осуществлять накопление или резервирование (страхование) средств для этих целей;

4) инертность населения как потребителя социальных услуг в обсуждении и влиянии на выработку социальной и финансовой политики органов власти;

5) следствием предыдущей проблемы является то, что работники социальной сферы не готовы к переходу на новую систему предоставления социальных услуг.

Аргументировать взимание платы за те услуги, которые раньше оказывались на бесплатной основе, развитием рыночных отношений неубедительно. Необходимо внедрять весь спектр рыночных механизмов: конкуренцию, критерии результативности и эффективности, защиту прав потребителей и т.д.

Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью государства в разработке стратегии развития социальной сферы:

1) отсутствие четкости в определении статуса государства в социальной сфере;

2) отсутствие единой концепции развития социальной сферы.

Производя финансирование, правительство не сформулировало целей, которых собирается достичь посредством расходования ресурсов. До сих пор отсутствует ясность в вопросе о границах государственного вмешательства в социальную сферу, о соотношении государственного и негосударственного секторов в данной сфере. Какими должны быть уровни пенсий и минимальной заработной платы? Какую часть медицинских и образовательных услуг будет оплачивать государство? Что же такое достойный уровень жизни и в чем он измеряется? Можно констатировать, что в России социальная политика недостаточно ясно сформулирована;

Страницы: 1 2

Это интересно:

Осуществления лизинговой деятельности
Из всех сделок, которые в настоящее время заключают российские лизинговые компании, сделки финансовой аренды (лизинга) являются преобладающими. Одна или две компании заключили в качестве эксперимента договоры возвратного лизинга, но дальше этого не пошло, поскольку такие договоры могут столкнутся с ...

Динамика курса, как результат денежной политики Республики Казахстан
В 2008 году глобальный финансовый кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия. Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах экономического роста Казахстана. По предварительной оценке, ...

Анализ формирования и использования финансовых ресурсов предприятия
В работе анализируется филиал по Краснодарскому краю предприятия ФГУП «», который как филиал не имеет собственного капитала, поэтому для анализа пассивов предприятия необходимо провести анализ структуры заемного капитала. Данные для анализа динамики и структуры заемного капитала представлены в табл ...

Главные категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru