Финансы и экономика » Сравнительный анализ расходов бюджета в социальной и экономической сферах » Классификация расходов бюджета

Классификация расходов бюджета

Страница 1

В финансовой теории и бюджетном законодательстве может применяться целый ряд признаков классификации расходов бюджетов. Классификация расходов бюджетов бюджетной системы может производиться по следующим признакам:

¾ функциональное назначение;

¾ экономическое назначение;

¾ ведомственное назначение;

¾ территориальное назначение.

Важнейшей является функциональная классификация, по которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства и решению вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. При этом функциональная структура расходов бюджета того или иного уровня позволяет охарактеризовать приоритеты бюджетной политики, обусловленные уровнем социально-экономического развития территории и важностью решаемых задач. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. В целом функциональная классификация расходов представлена:

¾ расходами на оборону;

¾ расходами, связанными с социальным страхованием и обеспечением;

¾ расходами, связанными с экономической деятельностью;

¾ расходами, связанными с управление государством, обеспечением общественного порядка и безопасности.

В РФ согласно этому подходу бюджетные расходы можно классифицировать следующим образом:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей природной среды;

7) образование;

8) культура, кинематография и СМИ;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт;

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты.

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных отраслях общественной жизни, в которых государство выполняет свои функции.

Бюджетные расходы классифицируются в соответствии с экономическим характером операций на основе:

а) учитывается возмездная или безвозмездная производимая операция;

б) на какие цели, текущие или капитальные, предназначены расходы;

в) какие секторы или подсекторы экономики получают трансферты.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающие текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Они включают в себя затраты на государственное потребление (текущие расходы государственных учреждений, содержание государственных отраслей народного хозяйства, экономической и социальной инфраструктуры, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, выплату процентов по государственному долгу, транспортные платежи и другие расходы. Как правило, данные расходы в целом соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Во всех звеньях территориальных бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы – платежи с целью приобретения капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов. Они представляют собой те расходы бюджетов, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Эта группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития, главные статьи расходов которого – строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных, землеустроительных работ и др. иными словами это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Налоговые правоотношения
Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это самые массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей. Основные участники отношений – налогоплательщики, благодаря их взносам государственная машина получает «горюч ...

Обычная система налогообложения
Общая система налогообложения состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов РФ, а региональные - только в тех, где законодательный орган субъекта принял специальный закон об их введении. В этом законе устанавливаются ставка, формы о ...

Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой
Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ОАО «ВСУМ» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключ ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru