Бюджет состоит из двух частей — доходной и расходной. Доходы и расходы бюджета — это особые экономические формы последовательного распределения и перераспределения части ВВП, концентрируемой в руках соответствующего органа государственной власти, это объективно обусловленные экономические категории, каждая их которых имеет свое специфичное общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности соответствующего органа государственной власти, а расходы удовлетворению общественных потребностей.
Доходы бюджетов всех уровней наряду с доходами внебюджетных фондов и доходами Банка России представляют собой долю национального дохода, а также средств заимствования, которая поступает в адрес государства и муниципалитетов.
Бюджетный кодекс дает подробную характеристику доходов бюджетов всех уровней по видам, а также по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регулируются нормами бюджетного и налогового права. В Бюджетном кодексе содержатся лишь некоторые нормы, определяющие режим поступления налогов в бюджеты. Основной объем положений, регулирующих налоговый механизм государства, содержится в Налоговом кодексе РФ и других нормативных актах налогового законодательства.
Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Отдельный правовой режим имеют доходы в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.[1]
В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства.
Анализируя удельный вес и структуру налоговых платежей в консолидированный бюджет можно сказать, что наибольшая часть поступлений в 2008 году приходится на налог на прибыль-32,4%,а наименьшая на акцизы -4,5%.В 2009 году наибольшая часть поступлений приходится на НДС, а наименьшая на акцизы-5%.В 2010 году положение не изменилось, НДС также занимал первое место по поступлениям в бюджет-29,0%,а последнее также акцизы-5,5%
Таблица 3-Удельный вес и структура налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ в целом по экономике в 2011-2013 гг. млрд. руб.
Наименование показателя |
Годы | |||||
2013 |
2012 |
2011 | ||||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% | |
налог на прибыль организаций |
11325,9 |
100,0 |
10958,2 |
100 |
9723,3 |
100 |
налог на доходы физических лиц |
2071,7 |
18,3 |
2355,4 |
21,5 |
2280,2 |
23,5 |
налог на добавленную стоимость: |
2497,8 |
22,1 |
2260,3 |
20,6 |
1995,0 |
20,5 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
1977,1 |
17,5 |
1988,8 |
18,1 |
1844,9 |
19,0 |
налоги на имущество |
952,5 |
8,4 |
783,6 |
7,2 |
603,7 |
6,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
900,5 |
8,0 |
785,3 |
7,2 |
678,2 |
7,0 |
итого |
2598 |
22,9 |
2484,5 |
22,7 |
2084,3 |
21,4 |