Финансы и экономика » Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе » Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России

Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России

Страница 2

Результатом проведенного за последние 5 лет совершенствования налоговой системы стало значительное снижение налоговой нагрузки в целом на экономику страны при одновременном увеличении налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки считается основным показателем качества проводимой налоговой политики. Динамика уровня налоговой нагрузки свидетельствует о прогрессе в проведении налоговой реформы, с его снижением связывают надежды на ускорение экономического роста. Однако, не меньшее значение имеет структура налоговой системы: набор используемых налоговых инструментов, соотношение ставок и формы налогового администрирования. Реализуемая налоговая политика играет ключевую роль в формировании структуры экономики как за счет распределения между секторами прибыли, остающейся после налогообложения, так и за счет формирования системы стимулов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферу налогообложения является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с действующим законодательством РФ существуют три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса:

обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;

упрощенная система налогообложения учета и отчетности;

система налогообложения вмененного дохода.

Говоря об общей системе налогообложения, нужно выделить ряд моментов.

Субъекты малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается с 1 января 2002 года в соответствии с главой 25 НКРФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и формы собственности. Введение главы 25 НКРФ привело к существенному реформированию системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы.

С 1 января 2005 года перечисление средств по налогу на прибыль (доход) осуществляется организациями только в федеральный и региональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.

Достаточно обременительным с точки зрения веса в совокупном объеме налоговых отчислений субъекта малого бизнеса, работающего по общепринятой системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость. НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. При исчислении и уплате НДС каждый налогоплательщик ведет налоговый учет по этому налогу, который заключается в необходимости оформления Книги покупок, Книги продаж, журналов учета полученных и выданных счетов фактур, а также самих счетов фактур. После реформирования системы исчисления и взимания НДС, проведенного в конце 2003 года, применяются три основные ставки налогообложения им, а именно 0, 10 и 18%.

В форме налогообложения выплат работникам, с целью социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц применяется единый социальный налог (ЕНС). Данный налог относится к федеральным, устанавливается на всей территории России, а плательщиком ЕСН является работодатель. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисления ежемесячных авансовых выплат по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с которой малые предприятия обязаны исчислять и уплачивать налог на имущество организации. Устанавливают данный налог законодательные органы субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку (не более 2,2%), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по нему. В настоящее время объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектов природопользования.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Ставки социального налога
Под ставкой налога согласно ст. 53 НК РФ понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Шкала ставок единого социального налога, установленная ст. 241 Налогового кодекса РФ, является регрессивной. Уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых ...

Сущность, основы формирования кредитных кооперативов в России
Кредитный кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальном, профессиональномуaи (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) [2]. Кредитно-потребительское движение в форме ...

Анализ формирования и использования финансов предприятия
ТОО «Siemens» было зарегистрировано в городе Алматы в 1994 году, по адресу пр. Достык, 117/6. ТОО имеет представительства в городах Астана, Атырау, Актау, Павлодар, Темиртау. Также запланировано дальнейшее развитие филиальной сети в таких региональных центрах как: Актобе, Усть-Каменогорск, Балхаш и ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru