Финансы и экономика » Назначение акцизов и их место в налоговой системе Российской Федерации » Экономическое содержание акцизов

Экономическое содержание акцизов

Страница 1

В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным налогом, акцизы выступают одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая тем самым свою высокую фискальную значимость. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они занимают третье место таможенных пошлин, удельный вес их в общей сумме налоговых поступлений составлял в 2002 г. — 18,3%, в 2003 — 18,9%.

Следует отметить, что взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Акцизы также выступают средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них. Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье. Акцизы в той или иной мере применяются всеми странами ЕС. Как правило, они взимаются в дополнение к НДС, которым облагаются соответствующие товары или услуги. Гармонизация акцизов, несмотря на их относительную простоту и сходство в методах взимания, связана с рядом специфических трудностей. Во-первых, акцизами в основном облагаются товары широкого потребления и их гармонизация затрагивает интересы практически всех слоев населения. Во-вторых, в ряде стран ЕС акцизы являются частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами (например, на торговлю вином и табачными изделиями во Франции). В-третьих, сближение акцизов приходится увязывать с правилами единой политики в области сельского хозяйства (вино, сахар, табак), энергетики и транспорта (нефтепродукты), с условиями соглашений ЕС с отдельными группами развивающихся стран (чай, кофе) и т. д. Нельзя не учитывать также различия в действующих стандартах, требованиях по защите интересов потребителей, национальных традициях и вкусах. В начале 90-х годов Совет ЕС принял директивы по сближению структуры и ставок пяти главных акцизов: на крепкие спиртные напитки, вино, пиво, табачные изделия и нефтепродукты. Директивы устанавливают общие правила взимания перечисленных акцизов: формулу расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически пересматриваются, возможности применения льготных ставок и освобождения от налогообложения. Руководствуясь этими критериями, каждое государство-член определяет ставки и порядок взимания акцизов на своей территории, которые обычно фиксируются в национальных законах. В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были "закамуфлированы" под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой составной частью. В 1992 г. в ходе проведения налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были "восстановлены в правах" и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе РФ акцизы также выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Перспективы развития и пути совершенствования национальной платежной системы
Реформирование платежной системы началось в России путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий. В настоящее время в России действует новый качественный уровень передачи банковской информации, развиты негосударственные расчетные системы, внедрены расчеты платежными ...

Политика погашения государственного долга
Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без ограничения су ...

Транзитивные реалии
Налоговая политика в Украине должна отличаться от налоговой политики в государствах Запада хотя бы потому, что в условиях рыночной трансформации социально-экономической системы существует целый ряд структурных проблем, нуждающихся в безотлагательном разрешении. Как правило, такие проблемы не возник ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru