Финансы и экономика » Расчеты предприятия с бюджетом по НДС » Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости

Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости

Страница 1

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие главные цели:

- достижение постоянного устойчивого экономического роста;

- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

- обеспечение определенного уровня доходов населения;

- создание системы социальной защищенности граждан;

- равновесие во внешнеэкономической деятельности.

НДС был введен в Италии с 1 января 1973 года в порядке реализации решений стран-участниц ЕЭС по сближению своих финансовых систем, на три года позже, чем это было сделано другими странами. НДС значительно упростил косвенное налогообложение, заменив собой существовавший ранее налог с оборота и более 20 акцизов. В настоящее время этот налог составляет 67 % в общей сумме косвенных налогов.

НДС взимается с покупателя подавляющего большинства товаров и услуг на каждой стадии их производства и продвижения к конечному потребителю. При этом сумма налога, прибавляемая к стоимости товара, определяется исходя из его рыночной цены и установленной ставки налога. Общая стоимость изделий, включая налог, оплачивается потребителями на следующей стадии производства продукции и входит в ее себестоимость (формально счета-фактуры, предъявляемые продавцами к оплате, показывают покупателю отдельно цену товара и величину налога). В то же время налог уплачиваемый предприятиями в бюджет представляет собой разницу между налогом, включаемым в стоимость товара (полученных с потребителя) и налогов, возмещенным изготовителям за поставку материалов и комплектующих изделий. Таким образом, налог рассчитывается пропорционально стоимости, добавленной на соответствующей стадии обработки.

В качестве промежуточных плательщиков НДС выступают промышленники, торговцы, ремесленники, а также различные организации, в том числе государственные, которые поставляют обществу товары и услуги в ходе их нормальной деятельности.

Малочисленные исключения, при которых НДС не взимается, касаются операций, которые не ведут к возрастанию национального дохода, а всего лишь перераспределяют его. Сюда относятся купля-продажа акций, облигаций, земель, действующих предприятий, сделки по слиянию предприятий. Фактически освобожден от обложения этим налогом экспорт товаров. Но экспортеры не освобождены от документального оформления своих операций для налоговых органов.

Перечисление НДС фискальным органам производится, как правило, ежемесячно, по итогам предшествующего месяца. В случае отрицательного результата налогоплательщик может погасить эту разницу в последующие месяцы.

Для упрощения процедуры взимания НДС с мелких предприятий с 1985 году был введен новый принцип определения добавленной стоимости создаваемый на мелких предприятиях и лицами "свободных" профессий. Расчет суммы добавленной стоимости производится не на основании бухгалтерских книг с целью уточнения полученных доходов и произведенных затрат ( как это делается на крупных предприятиях). По новому закону добавленная стоимость исчисляется путем уменьшения валовой выручки предприятия на специальный коэффициент (в процентах), который устанавливается индивидуально для различных видов деятельности в производственной сфере и сфере услуг (от 40 до 97 %). Самый высокий коэффициент (97 %) установлен для торговцев бензином. НДС взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять:

- льготная 4 % и 0 %;

- основная 9 %;

- повышенная 19 % и 38 %;

Нулевая ставка применяется к экспорту товаров и услуг.

Льготная ставка 4 % применяется к предметам первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания, газеты, журналы).

По основной ставке 9 % облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных.

Продукты и спиртные напитки, продаваемые через рестораны, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 19 %.

Самая высокая ставка 38 % применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины).

Оценка НДС, как правило. дается положительная, определяется как лучший налог на потребление. В первую очередь к положительным качествам относят нейтральность по отношению к предприятиям, а также реальность и стабильность поступления средств в бюджет, создает благоприятные условия для экспорта продукции, сдерживает в определенной мере потребление предметов роскоши. В настоящее время около 40 стран мира, в том числе большинство европейских стран, применяют НДС. Предлагаемое развитие НДС заключается в сокращении числа ставок и совершенствовании методов его расчета. В отличии от ФРГ, где часть НДС идет в земельные бюджеты, в Италии НДС полностью поступает в центральный бюджет. Вместе с тем за счет НДС местные коллективы могут получать дотации от государства. Часть НДС (примерно 1,4 %) идет на нужды ЕЭС.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление
Природно-ресурсный потенциал - это совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса. Величина природно-ресурсного потенциала — это сумма пот ...

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Для эффективной деятельности предприятия необходимо сочетать оперативное управление с генеральной финансовой стратегией. И здесь существует два главных направления: 1.Инвестиции – постоянные и переменные затраты – текущие финансовые потребности – структура капитала. 2.Финансовая устойчивость предпр ...

Обеспечение оперативного управления государственными финансами через органы Государственного Казначейства Украины
В настоящее время Государственное казначейство Украины – полноправный участник бюджетного процесса, который обеспечивает оперативное управление государственными финансами. Количество работников Госказначейства на 1.03.02 года составляла 13906 штатных единиц, в том числе центрального аппарата – 389. ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru